Воспитание нацистов: свастики, салюты и речи Гитлера: Нацистская школа для девочек в Англии, вдохновившая создателей фильма “Шесть минут до полуночи”.

На тихом приморском курорте, где полно независимых школ, на девочек из колледжа Августа Виктория едва ли можно было обратить внимание, когда они играли в мяч на пляже. Но эти ученицы учились в совершенно иной школе, чем те, что обычно можно встретить в Британии, – она была предназначена для подготовки идеальных нацистов.

Немецкие школьницы в возрасте от 16 до 21 года зиговали, слушали речи Гитлера и готовились к фашистскому будущему. Основанная в начале 1930-х годов, школа обучала английскому языку дочерей и родственников нацистского высшего командования и аристократов. Германия надеялась, что эти вежливые, воспитанные девушки покажут Британии, что не стоит бояться гитлеровского режима. Вместо этого все ученицы школы попали под подозрение в том, что они шпионы. Даже когда Британия шла к войне, школа в Бексхилл-он-Си на южном побережье Англии не скрывала своей принадлежности. На их светло-голубых блейзерах был значок с Юнион Джеком в одном углу и свастикой в другом, а на проспекте колледжа также был изображен символ нацизма.
Когда актер Эдди Иззард услышал о нацистской школе для девочек, он был настолько заинтригован, что написал о ней боевик о Второй мировой войне. В фильме “Шесть минут до полуночи” Дама Джуди Денч сыграла роль гувернантки школы, которая находилась на Английском канале.

Во время работы над фильмом Эдди подробно беседовал с британкой Молли Хики, которая работала в школе помощницей по хозяйству и делила комнату с дочерью нацистского военного преступника Иоахима фон Риббентропа. Молли, скончавшаяся в 2014 году, рассказала, что когда в 1939 году началась война с Германией, полиция пристально следила за ней. “Они чувствовали, что не могут мне доверять, и поэтому постоянно проверяли, где я нахожусь”. Бексхилл имеет давние связи с Германией, поскольку во время наполеоновских войн здесь располагался гарнизон немецких солдат. Последняя императрица Германии, Августа Виктория, несколько раз посещала город, и школа была названа в ее честь.

Наряду с гитлерюгендом, который учил немецких детей постулатам о превосходстве арийской расы, существовали школы для отпрысков богатых и влиятельных людей. Среди учеников Victoria College были крестница Генриха Гиммлера, босса СС, в значительной степени ответственного за Холокост, племянница немецкого посла Герберта фон Дирксена и дочь гитлеровского посла в Ватикане. Молли сказала, что гувернантка школы фрау Рохолл действительно учила учеников быть “хорошими нацистами”. Она сказала Эдди: “Она должна была это делать. Вот в чем была беда, когда людям приходилось делать такие вещи”.

Другие предполагали, что это было сделано по доброй воле. По словам графини Харденберг, учившейся в Августе-Виктории и написавшей об этом в своей автобиографии, у Рохолл “очевидно, были очень хорошие отношения с гитлеровским режимом”. В день рождения Гитлера девочки пели нацистские песни и носили свастику, они также выбрасывали вперед руку в приветствии “Хайль Гитлер”, когда посещали немецкое посольство в Лондоне перед коронацией короля Георга VI в 1937 году. Иоахим фон Риббентроп, когда его представили в качестве посла Германии в Лондоне, вызвал возмущение, произнеся “Зиг хайль” вместо рукопожатия при встрече с королем.
В конце войны он был повешен за военные преступления, будучи одним из самых ярых нацистов. Молли, которая жила в одной комнате с крестницей Гиммлера и дочерью фон Риббентропа, сказала, что обе они “не были очень милыми”. Джулиан Портер, куратор музея в Бексхилле, сказал в интервью газете The Sun: “В школе очень много говорили о выправке, этикете, о том, как очень хорошо вписаться в высшие эшелоны английского общества”. “Нацистские салюты были частью повседневной жизни в школе”.

Частично целью школы было предотвращение вторжения – путем убеждения наших политиков не вступать в войну. Ее целью было работать “на благо международной дружбы и взаимопонимания”. Джулиан говорит: “Это сильное дипломатическое давление. Они хотели донести до людей мысль о том, что Британская империя может поладить с Гитлером. “Они не скрывали своего нацизма”.
Участвовал ли он в шпионаже, как в фильме Иззарда, неизвестно. В преддверии начала конфликта в 1939 году поблизости, несомненно, находились британские войска. Среди солдат, расквартированных в Бексхилле после начала Второй мировой войны, был актер Спайк Миллиган из Goon Show. Он написал книгу “Адольф Гитлер, моя роль в его падении” о своем пребывании там.

Ходили слухи, что несколько высокопоставленных немцев останавливались в отеле Cooden Beach в Бексхилле незадолго до объявления войны. Присутствие нацистских девушек странным образом успокаивало местных жителей. Пока они были там, вероятность вторжения немцев была невелика. Девушки уехали в 1938 году, примерно во время Мюнхенского кризиса, когда казалось, что Великобритания может объявить войну Германии из-за ее вторжения в соседнюю Чехословакию.

Когда британский премьер-министр Невилл Чемберлен приехал домой с мирным соглашением, школьницы быстро вернулись в учебное заведение. Джулиан говорит: “Фрау Рохолл вплоть до начала войны говорила, что войны не будет. И пока ученицы были там, было маловероятно, что война начнется”. Но они все-таки уехали, когда все шансы на мир закончились.

Предполагается, что на крыше школы была нарисована белая свастика, чтобы ее не разбомбили люфтваффе во время Битвы за Британию. Большое здание из красного кирпича на Дорсет-роуд все же уцелело и в последнее время использовалось как дом престарелых. Молли, которой был 21 год, когда она работала в школе, влюбилась в немца после посещения друзей в Европе. Они поженились, и она познакомилась с его семьей в Германии в 1939 году.

Перед возвращением в Великобританию ее допрашивала немецкая тайная полиция, гестапо. Молли рассказала Эдди: “Однажды ночью они действительно пришли, гестаповцы пришли, навестили меня и спросили, зачем я приехала в Германию”. А когда она вернулась на родину, британские секретные службы поинтересовались, чем она занималась на вражеской территории. Позднее Молли внесла свой вклад в развитие страны, став членом Королевской военно-морской службы, а ее немецкий жених погиб, сражаясь против русских на Восточном фронте.