Как мафия пыталась похоронить “Крестного отца”… пока их не подкупили ролями на экране:

БРИАН ВАЙНЕР раскрывает реальную историю гангстерской классики, которая остается лучшим фильмом из когда-либо снятых

By Brian Viner For The Daily Mail Published: 18:21 EST, 6 January 2022

Film-lovers have a treat in store in 2022. The greatest movie ever made is getting a 50th anniversary re-releaseMarlon Brando as Vito Corleone and Al Martino as Johnny Fontane in The Godfather
В 2022 году кинолюбителей ожидает приятное событие. Величайший из когда-либо снятых фильмов выходит в юбилейный 50-й переизданиеМарлон Брандо в роли Вито Корлеоне и Аль Мартино в роли Джонни Фонтейна в фильме “Крестный отец”

Эвансу очень нужен был хит – не то чтобы он думал, что на 60 страницах незаконченного романа, который Пьюзо привез с собой и который он назвал “Мафия”, есть хотя бы намек на хит. Paramount только что сняла картину об организованной преступности “Братство”, которая оказалась провальной даже с Кирком Дугласом в главной роли.

The Brotherhood (1968) - IMDb

Эванс не был заинтересован в создании еще одного фильма. Но, пожалев парня, которому явно не везло, он дал Пьюзо 12 500 долларов за права на фильм, полагая, что больше никогда его не увидит. То, что существуют противоречивые версии этой истории, говорит о масштабах произошедшего дальше. Пьюзо закончил писать свою книгу, изменил название на “Крестный отец”, и она стала сенсацией, попав на вершины списков бестселлеров по всему миру. Существовала куча книг и фильмов о мафии, но ни в одном из них не было такого углубления в их личную жизнь, как в “Крестном отце”, сначала в книге, а затем в экранизации трилогии Копполы. Когда гораздо позже телевидение приняло участие в том же захватывающем акте, создав непревзойденную драму HBO “Сопрано”, было совершенно ясно, на что ссылаются персонажи сериала, упоминая просто на “первый” (фильм Копполы 1972 года) и “второй” (его столь же блестящее продолжение 1974 года, “Крестный отец, часть II”).

Несмотря на гигантский успех книги, Paramount все еще думала, снимать ли фильм. “Картины о сицилийских мафиози не идут”, – повторял Эванс. Однако он начал действовать, когда продюсерская компания Берта Ланкастера предложила 1 миллион долларов, чтобы перекупить сделку с Пьюзо на 12 500 долларов, которая обеспечила бы Ланкастеру главную роль дона Вито Корлеоне. Эванс сразу же заявил, что никто, кроме Paramount, не будет снимать фильм. Фрэнк Синатра, однако, вообще не хотел, чтобы кто-то снимал фильм. Разгневанный персонажем заносчивого певца Джонни Фонтейна, который, как все знали, был основан на нем самом, Синатра, по слухам, рассматривал возможность судебного иска, чтобы остановить производство фильма. Однажды вечером в одном из ресторанов Лос-Анджелеса произошла неприличная перепалка, в ходе которой у “Голубоглазого” очи стали красными, как у быка.

Персонажи фильмов, основанные на реальных личностях | MAXIM
Аль Мартино в роли Джонни Фонтейна и Фрэнк Синатра

Встретившись с Пьюзо, который к тому времени был привлечен для написания сценария, Синатра закричал, что автор просто сутенер. Синатра был не единственным итало-американцем, обеспокоенным созданием “Крестного отца”. Тяжеловесы мафии тоже переживали. Они считали, что фильм будет плохо отражаться на итало-американцах в целом, увековечивая идею о том, что все они нечисты на руку. Не понимая иронии, они послали своих силовиков разобраться с ситуацией. Один из них, предвещающий, возможно, самую известную сцену фильма, прибыл в Голливуд, предложив компании Paramount 1 миллион долларов за снятие картины с производства.

Идеи на тему «Robert Duvall ♥» (91) | роберт дюваль, аль пачино, крестный  отец
Роберт Дюваль в роли Тома Хагена

В фильме консильери дона Корлеоне Том Хаген (Роберт Дюваль) отправляется на запад, чтобы убедить продюсера Джека Вольца дать Джонни Фонтейну роль в его новом фильме. Когда Вольтц отказывается, он просыпается однажды ночью и обнаруживает в своей постели отрубленную голову своей любимой породистой скаковой лошади.

13 самых пугающих сцен в фильмах, не являющихся хоррорами

Как в жизни, так и в искусстве, тактика становится более жесткой, как только взятка отвергается. После нескольких угроз расправы продюсер фильма Эл Радди даже переодевался в костюм Гручо Маркса. А сразу после того, как жена Эванса, актриса Эли Макгроу, родила их сына, ему позвонили в номер отеля в Нью-Йорке и угрожали жизни ребенка. “Не снимайтесь ни в каком фильме о “семье”, – сказал аноним. В фильме Хаген говорит Вольцу, что если он наймет Джонни, то его проблемы с профсоюзом “исчезнут”. В реальной жизни нью-йоркские съемки “Крестного отца” были сопряжены с проблемами с профсоюзом Teamsters. Они были организованы Джо Коломбо, который не видел конфликта между своей основной работой, как босса преступной семьи Коломбо, и миссией Итало-американской лиги гражданских прав, которую он основал в 1970 году, чтобы изменить образ итало-американцев в популярной культуре. У Эванса и Радди не было другого выбора, кроме как встретиться с Коломбо для переговоров, и они взяли с собой Копполу. Амбициозный молодой режиссер был принят на работу только после того, как многие другие отказались от участия в проекте. Поначалу Коппола тоже так думал. Он считал книгу “захудалой”. Но, как и Пьюзо до этого, он был на мели. Встреча с Коломбо состоялась в отеле “Парк Шератон” в центре Манхэттена. Для любого, кто знал историю нью-йоркской мафии, это место было наполнено зловещим резонансом.

There had been a multitude of books and films about the Mob, but never one that delved into their personal lives like The Godfather did. Pictured: James Caan's Sonny Corleone gets gunned down in The Godfather

О мафии было написано множество книг и снято множество фильмов, но ни в одном из них не было такого углубления в их личную жизнь, как в “Крестном отце”. На фото: Сонни Корлеоне в исполнении Джеймса Каана застрелен в фильме “Крестный отец”.

В 1957 году криминальный босс Альберт Анастасиа был убит выстрелом в голову по приказу конкурирующих мафиози Карло Гамбино и Вито Дженовезе, когда сидел в кресле парикмахера отеля Park Sheraton.

Вито Дженовезе родился в пригороде Неаполя в 1897 году. | ВКонтакте
Вито Дженовезе

Поклонники фильма вспомнят, что то же самое происходит с владельцем казино в Лас-Вегасе Мо Грином. Однако, несмотря на эти зловещие нотки, а может быть, и благодаря им, Радди блестяще справился с переговорами. Он согласился показать сценарий Лиге и удалить все упоминания о “мафии” и “Cosa Nostra”. Он предложил отдать выручку от премьеры в Нью-Йорке в больничный фонд Лиги. И, что самое соблазнительное, он сказал, что возьмет в качестве массовки многих сообщников Коломбо. Многие из них были убийцами и вымогателями, но, как и все остальные, они обожали идею сниматься в кино.

В одночасье все нью-йоркские локации, которые были изначально закрыты для создателей фильма – похоронное бюро в Бруклине, дом на Стейтен-Айленде, который они хотели использовать в качестве дома Дона Корлеоне, – чудесным образом стали доступны. Пока Радди занимался реальной жизнью, Коппола мучился с выдумкой. Кастинг на фильм “Крестный отец” был самым сложным в его карьере, особенно на роль Дона Корлеоне. С самого начала он хотел взять либо Марлона Брандо, либо Лоуренса Оливье, но Оливье, которому тогда было около 60 лет, был недостаточно хорош, а руководство Paramount пришло в ужас от взять на роль Брандо, которого они считали “бывалым” с подрывной репутацией. Еще более яростно они выступали против выбора Копполы на другую ключевую роль в фильме – младшего сына дона Корлеоне, Майкла. Они хотели Роберта Редфорда, Райана О’Нила, Уоррена Битти, Джека Николсона или Дастина Хоффмана, а он хотел неизвестного Аль Пачино.

Italian-American Mafia boss Albert Anastasia smiling in a park in Italy in the 1940s
Босс итало-американской мафии Альберт Анастасиа в парке в Италии в 1940-х годах

Жена его друга и коллеги по режиссуре Джорджа Лукаса убеждала его придерживаться своего мнения. “Возьмите Эла, он раздевает одним лишь взглядом”, – сказала она.
Что еще важнее, Марио Пьюзо согласился, что Пачино, театральный актер, никогда прежде не снимавшийся в кино, идеально подойдет на роль Майкла. “Я никогда в жизни не был так уверен в чем-либо”, – сказал Пьюзо Копполе. Но именно Эванса, привычно называвшего Пачино “маленьким карликом”, нужно было уговаривать. Коппола пытался сделать все возможное, чтобы добиться своего и с Брандо, и с Пачино. Согласно новой книге о создании “Крестного отца” Марка Сила “Оставь пистолет, возьми канноли” (названной в честь одной из самых запоминающихся реплик фильма), когда президент Paramount Стэнли Джаффе приказал Копполе забыть Брандо, режиссер, страдавший в детстве эпилепсией, притворился припадочным.

Ричард Кастеллано в роли Клеменцы держит коробку канноли в «Крестном отце»

Пораженный, Джаффе согласился рассмотреть кандидатуру Брандо, но только при условии, что тот пройдет пробы на экране. Боясь показаться приниженным таким могучим актером, Коппола предусмотрительно представил Брандо как “пробы на грим”. Это оказалась одна из самых известных кинопроб в истории кино. Режиссер принес тарелки с прошутто и итальянскими сырами в дом Брандо на Малхолланд-драйв на Голливудских холмах, чтобы помочь ему вжиться в образ. И 47-летняя звезда, войдя в комнату в кимоно, завязав длинные светлые волосы в хвост, перевоплотился в сгорбленного, бормочущего, стареющего Дона. Эл Радди позже назвал это “Чудом на Малхолланд”. Руководство компании пошло на попятную и в конце концов утвердило и Пачино.

Многое делает “Крестного отца” великим, но актерский состав – это сердце фильма. Джеймс Каан, Джон Казале и родная сестра Копполы Талия Шир в роли других детей Дона, Дюваль, Дайан Китон в роли подруги Майкла Кей – все это демонстрирует класс в каждом идеально выстроенном кадре. Все это дополняет необыкновенное умение Копполы рассказывать истории, чему способствует великолепный сценарий, над которым он работал вместе с Пьюзо. И, конечно же, незабываемая музыка Нино Рота – еще один триумф режиссера, ведь Эванс хотел пригласить Генри Манчини, композитора темы “Розовой пантеры”. Коппола угрожал уволиться, если Рота не получит эту работу, и снова добился своего. “Крестный отец” вышел в прокат в США 24 марта 1972 года, через десять дней после премьеры в Нью-Йорке, причем кинотеатрам было приказано не прерывать почти трехчасовой сеанс обычным антрактом. Радди и Эванс не знали, чего ожидать. Создал ли Коппола шедевр на века или громкий провал?

Godfather premiere : r/pics

Зрители на премьере приняли фильм в обескураживающем молчании – но, как выяснилось, только потому, что они были потрясены. Менее чем за две недели “Крестный отец” побил рекорды кассовых сборов, которые до тех пор принадлежали эпопее 1939 года “Унесенные ветром”. Легендарные режиссеры, такие как Дэвид Лин и Фрэнк Капра, посылали Копполе письма поклонников. Люди стояли в очередях часами и газета Los Angeles Times опубликовала список советов о том, как скоротать в них время. Но мафиози не хотели ждать. Радди организовал для них специальный показ, и если он надеялся сделать его незаметным, то ему это не удалось. Снаружи около 100 лимузинов высадили донов и их спутниц, а киномеханик позже сообщил, что один из них передал ему чаевые в размере 1000 долларов.

Jan Yarbrough on 'The Godfather' Restoration - CineMontage

Мафиози, которые пытались остановить фильм, стали его самыми обожаемыми поклонниками. В одночасье они переняли его односложные фразы. До “Крестного отца” ни один мафиози не говорил о том, чтобы сделать кому-то предложение, от которого он не сможет отказаться. Это была оригинальная фраза Пьюзо. Но после “Крестного отца” это стало обычным жаргоном мафии. Колоссальные кассовые сборы продолжали поступать: Фильм “Крестный отец” был признан лучшей картиной на 45-й церемонии вручения премии “Оскар”, а компания Paramount превратилась в самую успешную и влиятельную киностудию в мире. Затем, два года спустя, Коппола сделал это снова, сняв величайший сиквел всех времен, “Крестный отец, часть II”, который также стал лучшим фильмом. В роли молодого Вито Корлеоне Роберт Де Ниро получил “Оскар”. Коппола вознес его на вершину славы так же, как и Пачино. Последний фильм трилогии вышел в 1990 году и является самым слабым из трех. Но у него по-прежнему много достоинств, благодаря замечательному режиссеру, который, особенно в первых двух частях, навсегда изменил Голливуд. Он возвысил искусство сложного повествования и заставил студии инвестировать в новое поколение ныне легендарных режиссеров, включая Стивена Спилберга, Мартина Скорсезе и Джорджа Лукаса. В этом смысле картины этих режиссеров середины 1970-х годов – “Челюсти”, “Таксист” и “Звездные войны” – все чем-то обязаны “Крестному отцу”. Все они – великие фильмы. Но только один – величайший.

Leave a Reply