Мой перевод книги 1988 года издания.

Новые убедительные доказательства того, что еда – ваше лучшее лекарство

Джин Карпер – одна из самых известных и авторитетных авторов, пишущих о здоровье и питании. Её перу принадлежат, в частности “Поваренная книга “Пищевая аптека” (The Food Pharmacy Cookbook) и “Еда – ваше чудодейственное лекарство. (Food – Your Miracle Medicine).


ВВЕДЕНИЕ

Тысячелетиями люди считали пищу действенным лекарством. Но, начиная с XIX века фармацевтические препараты стали использоваться в качестве лечебных средств, и мы забыли о богатом наследии использования продуктов питания в медицинских целях. Старая мысль о том, что продукты питания обладают выраженными фармакологическими свойствами и что с их помощью можно укрепить здоровье, часто кажется фольклором, которому явно не хватает строгих научных доказательств, необходимых в наше время. Правда, так представляется до тех пор, пока вы не присмотритесь к фактам. Я с изумлением обнаружила, что ученые всего мира регулярно находят в нашей пище замечательные лекарства. То, что такие пищевые химикаты могут облегчать и предотвращать болезни, подтвердили около трехсот ведущих ученых и врачей, а также более 5000 научных работ и рефератов, с которыми я ознакомилась при написании этой книги. Меня, как писателя на темы медицины и питания, давно интересовали связи между пищей и болезнями. В 1985 году я предприняла исследование, чтобы выяснить, на какой позиции стоит современная наука в этом вопросе с целью изучить имеющиеся факты о фармакологии продуктов питания – не трав и экзотических растительных веществ, используемых в качестве лекарств, а повседневных продуктов, входящих в рацион каждого человека.

Вот что я обнаружила:

  • Продукты питания включают в себя много фармакологических средств.
  • Продукты питания воздействуют на организм человека сходным с лекарствами образом.
  • То, что именно вы едите, может повлиять на ваше здоровье на клеточном уровне.
  • Фольклор, затрагивающий темы питания, полон мудрости и находит научное подтверждение.
  • Пользуясь фольклорными «наводками», авторитетные ученые исследуют связи между пищей и болезнями и находят удивительные целебные средства в пищевой аптеке.
  • Некоторые врачи и ученые “прописывают” продукты питания, основываясь на новом понимании механизмов болезни.
  • Вы можете управлять своим здоровьем, используя новую научную информацию о терапевтических свойствах пищи.
  • Внося небольшие изменения в свой рацион, сознательно употребляя больше продуктов, которые известны своим положительным воздействием на здоровье (вместо того чтобы постоянно беспокоиться о том, что есть вредно), вы можете предотвратить острые и хронические заболевания и недомогания и облегчить их течение. В их числе инфекции, болезни сердца, высокое кровяное давление, рак, запоры и другие желудочно-кишечные заболевания, язвы, артрит, кожные заболевания, головные боли, низкий уровень энергии и бессонница.
  • Таким образом в мире началась увлекательная революция во взглядах ученых на пищу и ее лечебные свойства. И эти новые научные данные о пищевой аптеке призваны кардинально изменить наши привычки питания и представления о том, как мы можем использовать пищу для борьбы с болезнями.

Никогда еще ученые мира не объединялись в таком захватывающем исследовании химической основы удивительного влияния пищи на здоровье человека. То, что раньше считалось шарлатанством, фольклором и медицинской ересью, теперь изучается со всей серьезностью, а именно теория о том, что пища является нашей самой большой, самой монументально сложной аптекой, в которой хранятся сложные безрецептурные лекарства, созданные её величеством природой.

Речь идет о невероятно разнообразной пищевой аптеке, состоящей из природных слабительных, транквилизаторов, бета-блокаторов, антибиотиков, антикоагулянтов, антидепрессантов, болеутоляющих и понижающих уровень холестерина, противовоспалительных, гипотензивных средств, анальгетиков, деконгестантов, дижестивах, отхаркивающих и противоукачивающих средств, ингибиторов рака, антиоксидантов, контрацептивов, вазодилататоры и вазоконстрикторы, противокариесные и противоязвенные средства, регуляторы инсулина и т.д. и т.п.

Исследования поступают со всех концов света и говорят о том, что продукты питания и их отдельные компоненты действуют так же, как современные лекарства, а иногда даже лучше, без внушающих опасения побочных эффектов. Например, когда антибиотики не могут залечить рану, почти всегда помогает сахар. Йогурт повышает иммунную функцию лучше, чем лекарство, предназначенное для этой цели, лечит диарею быстрее, чем стандартный антидиарейный препарат, и содержит вещества, которые являются более сильными антибиотиками, чем пенициллин. Лук повышает уровень полезного холестерина в крови эффективнее, чем большинство рецептурных сердечных препаратов, включая новейшие «чудо-лекарства». Соединения чеснока сравнимы с аспирином в предотвращении образования тромбов, могущих привести к инфарктам и инсультам. Рыба (в частности, скумбрия) превосходит большинство мочегонных средств в снижении умеренно высокого кровяного давления. Имбирь превосходит лекарственный препарат драмамин (дименгидринат) в качестве антигистаминного средства. Пара столовых ложек сахара перед сном так же эффективны, как снотворное. Красное вино уничтожает бактерии примерно так же, как пенициллин.

Глобальное исследование терапевтических свойств пищи – дело непростое, хотя и увлекательное. Оно включает в себя кропотливый научный труд, требующий внимания и энергии ученых и врачей с мировыми именами. Оно уже привело к новому подходу в оценке действия обычных продуктов питания в лечении и профилактике многочисленных заболеваний и ведет к извлечению и синтезу природных активных агентов из продуктов питания. Эти вещества можно использовать в концентрированном виде в терапевтических целях.

Важно то, что большая часть этих знаний уже готова к использованию, о чем вы узнаете из книги “Пищевая аптека” – результата моего двухлетнего исследования. На мой взгляд, эта книга отличается от всех других книг о еде и питании тем, что в ней рассказывается о радикально новых знаниях о потенциальном влиянии продуктов питания на здоровье, помимо их традиционных полезных свойств. В “Пищевой аптеке” вы сможете подключиться к научным беседам, которые ведутся по всему миру об одном из самых интересных общечеловеческих предметов: пище и ее влиянии на ваше здоровье.

Цель этой книги состоит в том, чтобы:

  • предупредить вас о новых сенсационных исследованиях фармакологических эффектов пищи
  • описать некоторые из наиболее выдающихся открытий
  • дать вам представление об отдельных механизмах, с помощью которых продукты питания могут оказывать терапевтическое действие
  • снабдить вас наиболее полной информацией о фармакологии тех продуктов питания, в отношении которых имеются научно обоснованные доказательства, а также об их возможном терапевтическом использовании.

Другими словами, эта книга предоставляет новую жизненно важную информацию о том, как «делать покупки» в пищевой аптеке с тем, чтобы приобрести там продукты, которые помогут вам оставаться в добром здравии, чувствовать себя хорошо и жить дольше.

Важное предупреждение: ни один продукт или продукты одного типа не должны употребляться в пищу в отрыве от других с целью профилактики или лечения конкретного заболевания или поддержания здоровья, кроме как по рекомендации вашего собственного врача, с которым вы должны проконсультироваться перед началом любого медицинского лечения или диеты. Содержание книги не должно восприниматься в качестве медицинской консультации или советов медика. Различные виды пищи содержат известные и неизвестные вещества, жизненно важные для здоровья; таким образом, разнообразие вашего рациона является важной частью поддержания и улучшения здоровья.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

НОВАЯ

ПИЩЕВАЯ

ГРАНИЦА

ЧЕСНОК И ДРУГИЕ

ЛЕЧЕБНЫЕ ЧУДЕСА

Пусть пища будет вашим лекарством, а лекарство – вашей пищей.

Гиппократ.

Запах чеснока в больнице Джорджтаунского университета был таким сильным, что доктор Гарагузи уже едва мог его терпеть. А выносил он его только потому, что чеснок был его идеей. Чеснок был в чашках Петри, в мусорных корзинах валялась скорлупа раздавленных его долек, концентрация чесночных паров в воздухе была настолько сильной, что слезились глаза. Аромат доходил до тех лабораторий, где анализируются кровь и моча пациентов, и даже проникал в приемные врачей.

Кто может винить медсестер в том, что они задавали друг дружке вопрос, не поехала ли крыша у этого известного врача и эксперта по антибиотикам. Какое отношение имеет чеснок к клятве Гиппократа? Этим продуктом отпугивают вампиров. От него неприятно разит изо рта, и получалось, что неприятный запах гуляет теперь по всей больнице.

“Фу!” – сказал доктор Винсент Ф. Гарагузи, директор инфекционного отделения больницы и профессор Медицинской школы Джорджтаунского университета, вспоминая те дни. “Правда круто воняло, Эд?”.  Он обращался к Эдварду К. Делахе, главному микробиологу больницы. А ведь именно Эду было поручено смотаться в продуктовый магазин и закупиться чесноком, потом измельчить его и накормить обедом бактерий, которые сочли его настолько неаппетитным, что тут же отдали концы.

Да, согласился Эд, именно вонь чеснока их и сгубила. Стоило им лишь прикоснуться к его экстракту, как от них не оставалось и следа. Они просто растворялись прямо в чашках Петри. Это было удивительно – даже для этих двоих, кто много чего знал о гибели микробов. «Китайцы-то, оказывается, были правы», – продолжил ход рассуждений доктор Гарагузи.

Для него всё началось так же, как и для многих других ученых во всем мире. Из-за какой-то интеллектуальной загадки, странного наблюдения или по ассоциации с производными другой культуры они начинают увлекаться тайной, окружающей лечебные и профилактические свойства продуктов питания. Почти все они были воспитаны в современной западной традиции доверять магии фармакопеи синтетических лекарств. Теперь, по тем или иным причинам, их привлекает исследование секретов этой нечаянно открытой аптеки, нашей пищи. Она в конечном итоге может дать информацию, по сравнению с которой меркнет пробно-ошибочное влияние современных лекарств на человеческий организм.

Оглядываясь назад, может показаться, что раньше это не делалось в силу непомерной гордыни. Подумать только об огромных возможностях. Менее чем за полвека химики, пораскинув мозгами, напридумывали кучу чудесных живительных фармацевтических препаратов, соединяя молекулы в новые сочетания. То, что их творения делают с нашей физиологией, потрясает воображение. Что же странного в том, чтобы взглянуть на творения древнего космического мозга, который сотни тысяч лет соединял химические вещества в загадочные конфигурации и включал их в растения и другие продукты питания, которые мы ежедневно вводим в свой организм?

Речь идет не просто о частицах фармацевтических трав, а об огромном количестве химических веществ, содержащихся в овощах, фруктах, зерне, орехах, семенах, рыбе, животных, их яйцах и выделениях, которые определяют наш биологический состав каждую минуту дня.

Оказывается, еда представляет собой величайший в мире фармакологический эксперимент.

С ЧЕСНОКОМ В МОЗГУ

Однажды доктор Гарагузи обратил внимание на статью в издании Chinese Medical Journal. Китайские врачи в провинции Чанша, не имея денег и ресурсов для получения антибиотика амфотерицин, прибегли к древней практике и использовали чеснок. Они кормили им пациентов с серьезной инфекцией под названием «криптококковый менингит» и делали таким больным инъекции чесночного сока. Из шестнадцати человек, лечившихся чесноком, одиннадцать выжили, то есть доля излечившихся составила шестьдесят восемь процентов. Неплохо. Совсем недурно, если учесть, что эта инфекция проникает в спинной и головной мозг, и даже некоторые мощные антибиотики не могут преодолеть гематоэнцефалический барьер, чтобы атаковать бактерии. Это означает, что чеснок или, по крайней мере, некоторые химические вещества в нём содержащиеся, по всей вероятности, попали из кровотока или спинномозговой жидкости в мозг, где и уничтожил бактерии. И его действие не вызвало серьезных побочных эффектов, в отличие от рецептурных антибиотиков.

Доктор Гарагузи, заинтригованный этим фактом, обратился к медицинской литературе и обнаружил, что чеснок когда-то широко использовался для лечения туберкулеза, являющегося, как и криптококковый менингит, грибковой инфекцией. На самом деле, до появления искусственных антибиотиков чеснок был излюбленным средством лечения туберкулеза. В начале века заведующий большим туберкулезным отделением в Дублине сообщал об удивительных случаях излечения от туберкулеза, когда больные ели чеснок, вдыхали его испарения и мазали грудь чесночной мазью. Примерно в то же время в Нью-Йорке один врач сравнил эффективность пятидесяти пяти методов лечения туберкулеза и признал чеснок лучшим лечебным средством.

Доктор Гарагузи, изучавший историю медицины, также знал, что чеснок издавна пользовался репутацией волшебной панацеи. Древние египтяне поклонялись ему. Плиний Старший, римский писатель – энциклопедист и натуралист, живший в первом веке нашей эры, рекомендовал чеснок не менее чем от шестидесяти одного недуга. Неплохие предшественники, что и говорить. Да и сам Луи Пастер в 1858 году положил дольку чеснока в чашку Петри и записал, что все бактерии, находившиеся в этой чашке, погибли.

На протяжении многих лет исследователи изучали влияние чеснока на кровь и выяснили, что он снижает кровяное давление и предотвращает быструю свертываемость крови. Доктор Гарагузи знал и то, что исследователи из Университета Джорджа Вашингтона, находившегося на другом конце города, где он работал, подтвердили наличие в чесноке химических веществ, разжижающих кровь. В медицинской литературе было много сообщений об антибиотических свойствах чеснока, приписываемых в основном аллицину, химическому веществу, придающему продукту его запах. Недавний всплеск интереса подтолкнул исследователей к попытке выяснить, как именно чеснок это делает. Некоторые надеются превратить активные ингредиенты в фармацевтические препараты.

Тем не менее, эксперимент с чесноком в Джорджтауне отличался от других. Доктор Гарагузи проявил особый интерес к типу грибковых бактерий, называемых микобактериями. Этот особый класс бактерий пока ещё не подвергался адекватному воздействию чеснока в лаборатории. Кто знает? Они ведь могут по-разному реагировать на угрозу их жизни, исходящую из чеснока. Если чеснок вредит одному семейству бактерий, это не значит, что он оказывает такое же воздействие на другие.

Гарагузи и Делаха также знали, что случаи смерти от этих грибковых микробов становятся все более частыми, и это вызывает тревогу. Заболеваемость туберкулезом в США растёт, часто им заражаются люди с синдромом приобретенного иммунодефицита, СПИДом.

Другая инфекция, Mycobactеrium avium, поражающая жертв СПИДа, вызывается грибком, ранее встречавшимся только у птиц. За последние пять лет число грибковых инфекций в США удвоилось или утроилось. Почему так происходит, никто не знает, но Гарагузи и Делаха наблюдали всё больше и больше образцов крови, зараженной этими штаммами грибковых бактерий. Если чеснок был настолько эффективен против грибков, как утверждалось в китайском медицинском отчете, это, несомненно, заслуживало более пристального изучения. Доктору Гарагузи не терпелось выяснить, как эти смертоносные грибки отреагируют на тесный контакт с чесноком в лаборатории.

Вот почему руководитель лаборатории престижной больницы Джорджтаунского университета в Вашингтоне отправился в магазин за чесноком.

Суть истории вы знаете. Базовый инстинкт убийцы в чесноке не подвёл.  Делаха очистил и измельчил в блендере фирмы Waring десять луковиц чеснока. Он извлек из чесночной мякоти активный ингредиент, аллицин, и после многочисленных химических махинаций получил замороженный экстракт чеснока. Он поместил тридцать штаммов семнадцати видов микобактерий в стерильные чашки Петри, а затем ввел чесночное соединение в различных концентрациях. (Рядом находилось сопоставимое количество чашек Петри с бактериями, не кормившимися чесноком).

Исследователи стали наблюдать, будут ли микробы расти или нет. Те, что были в чашках без чеснока, процветали и множились. Как и следовало ожидать, те из них, что оказались лицом к лицу с экстрактом чеснока, просто сдохли, и ни о каком размножении речь и не шла. Чеснок в той или иной степени нанес серьезный ущерб каждому из штаммов грибковых бактерий, включая те, которые вызывают туберкулез. Можно даже сказать, что он был особенно эффективен против бактерий туберкулеза. (И проявил меньшую эффективность в борьбе с микробами avium).

Большой плюс народной медицине и всем первым врачам, применившим чеснок против туберкулеза.

Но для современной науки этого недостаточно. То, что продукты питания оказывают биологическое воздействие, не вызывает сомнений у таких ученых, как доктор Гарагузи. Проблема в том, как они действуют? Насколько они действенны?

Как именно чеснок справился со своей задачей по убийству бактерий? Что именно произошло с клетками микробов, переставших расти? Как аллицин, это пахучее химическое вещество, выделяемое при разрезании чеснока, совершил убийство на манер того, что он сделал в борьбе против бактериальных клеток в теле и мозге китайцев, страдавших менингитом?

Для доктора Гарагузи это был самый интересный вопрос.

Возможно, чеснок, как и стандартные антибиотики, разрушает клеточные стенки микобактерий или воздействует на их ферменты таким образом, что они дохнут с голодухи.

“Хотелось бы знать, – говорит доктор Гарагузи. – Это самый главный вопрос, который мы должны выяснить”.

Доктор Гарагузи не отличается от бесчисленного множества других ученых и врачей во всем мире, задающихся теми же вопросами о присущих продуктам питания лечебных и профилактических свойствах. И задавал он их по тем же причинам. На самом деле, главным поводом моего рассказа является не то, что этот повод необычен, а в том, что он зауряден.

Изучение чеснока занимает лишь небольшую часть его времени, вклиниваясь между повседневными обязанностями по управлению крупной клинико-диагностической лабораторией. Такие исследования называются “бутлегерскими”, они не оплачиваются и проводятся в свободное время. Многие из них проводятся в академических учреждениях. В то же время, массивный госаппарат в США и других странах стимулирует поиск противоядий от болезней в рационе питания в больших масштабах.

И это есть громогласное событие.

Погоня за знаниями о пищевой фармакологии не является бессодержательным событием. В нем участвуют лучшие умы мира.

Leave a Reply