Капиталистический манифест: Как миллионы людей избежали нищеты, стали жить дольше и получили ТВ.

Капитализм ругают в СМИ, но он изменил мир к лучшему больше, чем все войны, революции и восстания в истории

Капитализм привёл к большему процветанию и прогрессу для большего числа людей, чем любая другая система в истории человечества. В 30-ю годовщину официального окончания существования Советского Союза мы начинаем серию публикаций, посвященных рассказу о немодной, но потрясающей силе системы свободного рынка. В первой статье Майкл Хиггинс прослеживает длинный и извилистый путь капитализма.

Жизнь стала лучше после капитализма

По словам историка Жана Фруассара, когда в середине XIV века эпидемия чумы, болезни, прозванной чёрной смертью на треть скостила население земного шара, она положила начало новой эре.

В Европе до эпидемии существовал феодализм; крепостные были привязаны к земле и подчинялись сеньору, обладавшему политической, экономической и военной властью.

Крестьяне были рабами во всех отношениях, за исключением названия.

После эпидемии рабочая сила стала дефицитом, а экономика отчаянно нуждалась в оживлении. Рабочие оказались очень востребованы. Некоторые стали сами выбирать себе хозяев и требовать зарплату, в три раза превышающую дочумные расценки. Оковы феодализма были разорваны. “В эпоху, когда социальные условия считались неизменными, такие действия были революционными”, – пишет Барбара Такман в книге “Далекое зеркало”, посвященной истории XIV века.

Б. Такман

Это было началом конца феодализма, а капитализм после темных веков тускло мерцал новым светом. Капитализм получает плохую прессу, будь то Карл Маркс в 19 веке – он приведет к “страданиям, угнетению, рабству, деградации (и) эксплуатации”, писал Маркс – или неомарксист Наоми Кляйн в книге “Доктрина шока: Восход капитализма катастрофы” два столетия спустя. Для многих людей капитализм – это карикатура с выставлением напоказ роскоши, баронами-разбойниками-с-большой дороги и картинами 10-летних детей, спускающихся в угольную шахту.

Но отбросьте слово “капитализм” и назовите его как-нибудь менее тенденциозно, скажем, свободное предпринимательство, или экономика свободного рынка, или экономическая свобода, и эти фразы отразят другую реальность.

Д. Макклоски

Экономист и историк Дейдра Макклоски называет его “инновационизмом” и приписывает ему “великое обогащение”, самое значительное за последние 200 лет. Как бы вы его ни называли, это философия, которая вытащила сотни миллионов людей из нищеты, снова и снова перестраивала мир с помощью революционных технологий и создала во всем мире средний класс, который пользовался образом жизни, не имеющим аналогов во всей истории, даже более приятным, чем образ жизни королей. Да, были и издержки. Многие итерации британской промышленной революции XIX века сопровождались “темными сатанинскими мельницами” Уильяма Блейка. Однако альтернатива свободным рынкам породила советские ГУЛАГи – 66 миллионов погибших по подсчетам Александра Солженицына, гитлеровские лагеря смерти, фашистов Муссолини, поля убийств красных кхмеров и “Великий скачок вперед” Мао – по некоторым оценкам, 80 миллионов человек, погибли в течение 4х лет, осуществляя его.

И все же капитализм постоянно находится в осаде. Каково его будущее в 21 веке? Бесспорно то, что путь капитализма длинный – очень длинный. Он насчитывает не те всего лишь 200 лет, когда большинство людей, если их спросить, скажут, что капитализм появился на сцене во время промышленной революции в Великобритании. Его корни уходят в базары, площади и пьяццы древнего мира. Эта концепция сопровождала торговцев, путешествовавших по Шелковому пути. Она вдохновляла предпринимателей, которые принесли нам кондиционеры и кукурузные хлопья. А за последние несколько десятилетий она произвела революцию в жизни сотен миллионов людей в таких некогда нищих странах, как Китай и Индия. Капитализм изменил мир больше, чем все войны, революции и восстания в истории. И краткая история этой длинной дуги может выглядеть примерно так:

Первые годы

Капитализм, по крайней мере, его дух, так же стар, как и рынок. Он живет в купцах и торговцах, которые рисковали, ставили на карту жизнь ради получения прибыли и находили новые пути для этого. Греческий историк Геродот в V веке до нашей эры писал о караванном пути верблюдов в северной Африке. Когда 4 000 лет назад персидский царь Дарий построил дворец в Сузах, в нем находились черное дерево и серебро из Египта, кедр из Ливана, слоновая кость из Индии и золото из Бактрии, города к северу от горного хребта Гиндукуш, что свидетельствовало об уже существовавшей обширной торговле. Во II веке до н.э. династия Хань начала расширяться на запад, и появился Шелковый путь. Сыма Цянь, сын великого историка императорского двора, писал, что королевства были слабы на западе, но “умны в торговле”, согласно книге “Шелковый путь” Питера Франкопана.

Примерно в то же время Рим превратился из маленького городка в империю, продвигающуюся на восток в поисках пряностей и шелка – потребительского товара, который, по словам Франкопана, осуждал Плиний Старший, возмущенный его высокой стоимостью и тем, что он позволял женщинам “мерцать” на публике. Некоторые из глав книги Франкопана прекрасно иллюстрируют важность торговли между Востоком и Западом в истории мира: Дорога мехов, Дорога золота, Дорога серебра, Дорога пшеницы, Дорога рабов. Как отмечает Франкопан, самый отвратительный бизнес – торговля людьми – также был весьма прибыльным, хотя рабство очень сильно противоречит действительно свободному рынку труда. По оценкам, во времена расцвета Римской империи ей ежегодно требовалось от 250 000 до 400 000 новых рабов. В IX и X веках рабство было неотъемлемой частью экономики викингов.

В XVII веке португальцы открыли западное побережье Африки, что привело к трансатлантической работорговле, жертвами которой стали около 13 миллионов человек. При всей своей силе, направленной на благо, есть те, кто считает, что на руках капитализма есть кровь. Но есть у него и маловероятные защитники. Великий и свирепый Чингисхан, монгольский вождь, завоевавший большую часть известного мира в 13 веке, был большим поклонником купцов. Он поощрял их к созданию предприятий, но издал закон, согласно которому они подлежали казни, если трижды разорялись.

Чингисхан

В то время как монгольские нашествия продолжались в 14 веке под руководством потомков Чингисхана, одного из самых богатых людей, живших когда-либо – так утверждают некоторые историки, одновременно открывались новые торговые пути в Африке. Королевство Мали уже было богатым к тому времени, когда его возглавил Манса Муса, но “его работа по расширению торговли сделала Мали самым богатым королевством в Африке”, согласно National Geographic. Торговля солью, золотом и слоновой костью сделала Мусу настолько богатым, что, как гласит легенда, когда он отправился в Мекку в 1324 году, он взял с собой 100 лошадей и верблюдов, нагруженных золотом. Во время остановки в Египте он раздавал золото направо и налево, что привело к безудержной инфляции, на борьбу с которой ушло 12 лет. В Европе появились первые трещины в феодализме, когда рабочие потребовали повышения заработной платы, но эта система, доминировавшая в качестве политической и социальной структуры в течение веков, сохранится в этой части света в XV и XVI веках. Средневековая Европа все еще была темным, невежественным и отсталым местом. В другой части мира, в Китае, казалось, дела идут в гору. В 1420 году было завершено строительство великолепного Запретного города.

Адмирал Чжэн Хэ

Китайцы уже подарили миру бумагу, книгопечатание, компас и тачку. Но в начале 15-го века в Китае была совершена самая большая в истории мира ошибка. Адмирал Чжэн Хэ командовал флотом из 300 океанских кораблей, которые за шесть плаваний с 1405 по 1424 год доплыли до восточного побережья Африки, обменивая шелк на фарфор, железные котлы, подарки и боеприпасы, а также другие товары, пишет Ниалл Фергюсон в своей книге “Цивилизация”.

Но в 1424 году император Китая умер, а вместе с ним были похоронены и амбиции Китая. Экспедиции Чжэна были остановлены, океанские плавания запрещены. “С 1500 года любой житель Китая, уличенный в строительстве корабля с более чем двумя мачтами, подлежал смертной казни”, – пишет Фергюсон.

Автор статьи: Майкл Хиггинс Dec 13, 2021 

==============================

Leave a Reply