Пищевая аптека. Часть вторая. Как пища борется с болезнью. Великие рыбные открытия

5.

__________________________________________________

ВЕЛИКИЕ РЫБНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Каждый, кто хоть вполуха прислушивается к вопросам здоровья, должен знать, что жир — это враг. Нам говорили, что избыток жира засоряет и сковывает наши артерии, вызывая кризисные события, которые перекрывают доступ крови к мозгу и останавливают пульсацию сгустка мышц, известного как сердце. Но сложные пути метаболизма жира в пище в виде каскада телесных посланников, передающих инструкции каждой клетке в нескончаемом процессе заболевания, подвергаются тщательному изучению и подталкивают к пересмотру традиционных взглядов. Будут ли разрушены ваши артерии и пострадает ли ваш организм от последствий других долговременных хаотичных процессов – может зависеть от химического состава жира и его последующей утилизации организмом. Жиры бывают разные, и, в частности, жир, исходящий из даров моря, является «вещью в себе».

Задумайтесь на мгновение о том, что жир в вашей пище ведёт к неизведанным последствиям и, по сути, может стать лекарством, эдаким фармацевтическим гением, способным устранить десятки различных заболеваний. Эта перспектива всерьез интересует ученых всего мира и поддерживается миллионными грантами на исследования от Национальных институтов здравоохранения.

Неважно, что идея единого средства от множества болезней – от артрита до псориаза – является воплощением шарлатанства, антитезой уважаемой лекарственной концепции, где конкретные химические вещества снимают конкретные симптомы. Открытие простагландинов, этих удивительных клеточных коммуникаторов, полностью разрушило это узкое представление, приведя к революционным концепциям о широких возможностях пищевой аптеки и одного продукта, в частности.

Мысль о том, что такой обычный продукт, как рыба, может быть связан с блокировкой стольких, казалось бы, не связанных между собой болезненных процессов, до недавнего времени могла лишь вызвать обвинения учёного, её высказавшего, в том, что он сошёл с ума. А между тем открытие само по себе потрясающе: жизненно важные функции нашего организма тесно связаны с физиологическими характеристиками морских обитателей, которые когда-то очень давно были нашими попутчиками на эволюционном маршруте, а теперь мы их поедаем.

Питание, предлагаемое морем, отличается от пищи, которую даёт нам суша. Океанические растения – водоросли и фитопланктон, которыми питаются рыбы, а затем и мы – отличаются по химическому составу от семян и зерен земли. Когда мы едим рыбу, работа нашего организма тоже подвергается изменениям в том, как течет наша кровь, сужаются артерии, восстанавливаются клетки и функционирует иммунная система. Рыбий жир фактически проникает в мембраны наших клеток, наподобие атавистического оккупанта, и меняет основные компоненты нашего тела.

Когда эти жиры расщепляются ферментами организма, в результате химических реакций происходит фармацевтическая активность, почти идентичная активности таких распространенных лекарств, как аспирин, стероиды, обезболивающие, мочегонные, средства от давления и антикоагулянты. Эти побочные продукты метаболизма, высвобождаемые рыбьим жиром, могут исподволь улучшать и ухудшать наше здоровье, фактически управляя основными механизмами, лежащими в основе многочисленных заболеваний. Неизбежный вывод: дары моря — это древний, мощный и долгое время игнорируемый антагонист болезней, свойства которого ученые только начинают по-настоящему изучать.

Все началось почти сорок лет назад с размышлений о медицинских странностях, наблюдаемых среди эскимосов. Ещё в 1950 году был отмечен приводящий учёных в замешательство парадокс: у эскимосов практически не было сердечных заболеваний при том, что они питались жирной пищей, состоящей из ворвани и тюленьего мяса; уровень холестерина в их крови, особенно у эскимосов Аляски, был довольно высоким, лишь немного ниже, чем у американцев, датчан и других людей, которых косили инфаркты. Очевидно, что этот северный народ вполне мог ставиться в пример для подражания в кампании по профилактике сердечных заболеваний, обычно напирающей на пищу с низким содержанием жира и холестерина – от сердечных заболеваний они почти не страдали.

Больничная статистика Гренландии с 1950 по 1974 год показывала, что только 3 эскимоса из 1800 умерли от сердечных приступов. Исходя из сопоставимых цифр среди датчан и американцев, можно было бы ожидать 40 смертельных сердечных приступов у первых и 100 у вторых. Кроме того, записи в историях болезни показали, что эскимосы не подвержены и другим заболеваниям современников: псориазу, бронхиальной астме, диабету, язвенной болезни, болезни почек, рассеянному склерозу, артриту и другим недугам, связанным с нарушениями иммунитета.

Не в силах больше игнорировать этот парадокс, некоторые особо пытливые умы начали интересоваться особенностью состава крови эскимосов, замеченной врачами около 500 лет назад. Кровь эскимосов не такая липкая и не так легко сворачивается. Их порезы кровоточат дольше. Тот же феномен наблюдается среди японских рыбаков. В рыболовецких деревнях почти не страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для некоторых ученых это стало наводкой на то, что количество холестерина в крови, хотя и является важным показателем здоровья сердечно-сосудистой системы, само по себе еще не все. Другие факторы состава крови могут быть не менее важными в деле предотвращения инфарктов и инсультов, а может быть и более значимыми.

Таким образом, пока в пятидесятых, шестидесятых и восьмидесятых годах XIX столетия набирал обороты локомотив с вагонами антихолестериновых препаратов, некоторые исследователи нашли утешение в параллельном исследовании, выходившем за рамки холестерина. Оно касалось более сложных вопросов, в частности почему этот ужасный мусор, называемый бляшками, уродует стенки артерий, почему артерии внезапно сжимаются в смертельном спазме, и почему клетки собираются вместе в тромбы, останавливающие кровоток? Подойдя к сердечным заболеваниям с другой стороны, учёные пришли к единому мнению по поводу того, как морской жир защищает здоровье артерий эскимосов и, по счастливой случайности прочих людей и, возможно, оберегает от много чего другого.

Это связано с тем, что эскимосы напитываются уникальным жиром, содержащимся в морепродуктах. Обычно они съедают 13 унций (около 400 грамм) морепродуктов в день, и все они насыщены молекулярными цепочками жирных кислот, которые из-за своей химической структуры называются «омега-3». (Последняя двойная связь находится на третьем углероде от конца цепи; конец символизируется омегой, последней буквой греческого алфавита; таким образом, цепь становится омега минус три или омега-3). Напротив, в жире или масле наземных растений и мясе животных, выращенных на таких растениях, преобладают жирные кислоты «омега-6», которые по-разному расщепляются в организме.

Теперь, что касается ваших клеток: то, что вы едите, тем они и являются. Если вы едите много рыбы, ваши клетки насыщаются омега-3; если вы едите много сельхозпродуктов, ваши клетки насыщаются омега-6. Критически важен деликатный баланс. Если омега-6 берут верх, как это часто бывает в западном питании, основанном на выращиваемых на земле продуктах, они побуждают клетки к бешеной активности, и те в ответ извергают избыток гиперактивных простагландинов и им подобных гормонов, разрушающих организм.

Согласно теории, чрезмерное производство простагландинов и похожих на гормоны мессенджеров, называемых лейкотриенами, заставляет клетки выполнять множество сложных биохимических реакций, проявляющихся в виде многочисленных заболеваний. Конечно, простагландины и лейкотриены в правильном балансе тоже играют позитивную роль, управляя реакциями, способствующими здоровью.

Но в избытке некоторые их виды могут разрушать организм, заставляя клетки буйствовать и сбиваться в нежелательные тромбы, а также произвольно сужать и расширять кровеносные сосуды и бронхи, вызывать сердечные спазмы, посылать отряды антител в атаку на совершенно здоровые ткани, вызывая воспаление для защиты от несуществующих угроз. Другими словами, простагландины и подобные им клеточные мессенджеры могут быть первопричиной различных заболеваний.

Каково же происхождение опасных полчищ простагландинов? В 1965 году шведские исследователи совершили прорыв в медицине, обнаружив, что простагландины образуются из жирной арахидоновой кислоты. Когда вы едите ненасыщенные жиры, содержащиеся в растениях или мясе животных, выращенных на таких растениях, эти жиры преобразуются в организме в вещество под названием арахидоновая кислота. Далее ферменты превращают её в чрезвычайно мощные физиологические агенты – простагландины и лейкотриены.

Очевидно, что если заглушить энтузиазм арахидоновой кислоты во время её превращения в простагландины, вызывающие заболевания, то процесс болезни может быть остановлен на корню; симптомы исчезнут или не появятся. Но как этого добиться? По мнению ученых, употребляя морепродукты, вы вводите больше морского жира омега-3 в клетки, где он сдерживает потенциальное разрушение от слишком большого количества жира омега-6 земного типа, из которого вырабатывается арахидоновая кислота. Когда в организме больше омега-3, они ослабляют способность растительных жиров омега-6 выходить из-под контроля. Омега-3 проникают внутрь клеточных мембран, вытесняя слишком ретивые растительные 6-кислоты, а иногда садятся на места рецепторов простагландинов, блокируя их неправильное поведение. Таким образом, омега-3 снижают скорость, с которой жирные кислоты шестого типа, содержащиеся в растительных продуктах, стимулируют могучую арахидоновую машину к извержению излишков потенциально разрушительных простагландинов. Омега-3 также могут избирательно сдерживать избыточное производство некоторых плохих простагландинов и увеличивать производство хороших.

Таким образом, согласно современной теории, большинство эскимосов находятся в прекрасной форме и защищены от хронических заболеваний, потому что регулярное потребление ими чудодейственных омега-3 блокирует метаморфозу арахидоновой кислоты в мощные агенты, способствующие развитию заболеваний. Даже если их диета на основе морских жиров не способствует чрезвычайно низкому уровню холестерина в крови, она, тем не менее, создает клеточную ситуацию, которая подавляет способность других жиров провоцировать сердечные и другие хронические заболевания. Как нас убеждает случай с эскимосами, не все жиры всегда вредны.

Хотя небольшой круг ученых уже давно вышел на след этой рыбной истории, до последнего времени она привлекала мало внимания. Поиски основных механизмов, которые могли бы прояснить силу морепродуктов, начались в 1970-х годах, когда был сделан ряд открытий о коварстве простагландинов и их контроле.

Подумайте об этом в таком разрезе: рыбий жир омега-3 очень похож на аспирин (и другие противовоспалительные средства, регуляторы иммунитета и антикоагулянты). Хотя аспирин использовался еще в Древней Греции, только в 1971 году Джон Вейн, получивший впоследствии Нобелевскую премию, раскрыл механизм его действия. Аспирин блокирует ферменты, вырабатывающие простагландины, которые приводят к ломоте и боли. Все тогда обратили внимание на его свойства.

Но практически никто не обратил внимания на следующий год, когда молодой ученый из Мичигана объявил на научной конференции в Вене, что некоторые компоненты рыбьего жира делают, по сути, то же самое. Исследуя различные жирные кислоты, он обнаружил, что полиненасыщенные жиры, известные как омега-3, также подавляют способность арахидоновой кислоты выделять простагландины. Доктор наук Уильям Лэндс, ныне профессор биохимии Иллинойского университета в Чикаго, пришел к выводу, что употребление в пищу жиров омега-3, преобладающих в рыбе, подавляет и простагландины, что ведёт к несказанным биологическим последствиям.

Доктор У. Лэндс в 1990е годы

Работа д-ра Лэндса была первым существенным ключом к тому, как рыбий жир может манипулировать биологией человека. Но “она провалилась”, – вспоминает он. Немногие тогда поняли общность рыбьего жира и аспирина. Это была идея, опередившая свое время.

Но после открытия в 1975 году тромбоксана, простагландина, который заставляет клетки крови слипаться в опасные тромбы, закупоривающие сосуды, и в 1979 году лейкотриенов, клеточных мессенджеров, помогающих контролировать иммунные и воспалительные процессы, исследования активизировались.

Два датских исследователя, Йом Дайерберг и Ханс Олаф Банг, начали в 1977 году свои знаменитые исследования эскимосов. Они взяли кровь эскимосов и подтвердили, что она была жидкой и что в ней было меньше плохого холестерина низкой плотности и больше хорошего холестерина высокой плотности: они объяснили это высоким содержанием рыбы в рационе. Исследователи Орегонского университета кормили группу американцев 6 1/2 столовыми ложками лососевого масла ежедневно и обнаружили, что оно незначительно снижает уровень холестерина в крови, значительно повышает уровень триглицеридов и увеличивает время кровотечения с 7 до 10 минут.

Several capsules of fish oil. Curious cat in the background. White and yellow colors

Доктор Лэндс продолжил работу, кормя собак, кошек и мышей в течение трех недель рыбьим жиром, богатым омега-3, и получил впечатляющие результаты: уменьшение количества сердечных приступов и тромботических инцидентов, а также уменьшение повреждения артерий. Например, закупорка кровеносных сосудов перекрывает кровоток, вызывая неизбежные повреждения. Но рыбий жир уменьшал эти повреждения. У кошек рыбий жир уменьшал повреждения мозга при инсультах. У собак, которых кормили жирами омега-3, повреждения сердечной мышцы составили всего 3%, по сравнению с 25% у тех, кого не кормили омега-3. Одна из возможных причин: рыбий жир делает кровь менее вязкой, поэтому она течет быстрее. Удивительное явление: клеточные мембраны, насыщенные омега-3, более текучи и податливы, поэтому такие деформирующиеся клетки лучше протискиваются через суженные капилляры, обеспечивая ткани кислородом. Если ваши кровеносные сосуды сужены, как у большинства людей определенного возраста, это может стать спасительным маневром.

Несомненно, рыбий жир может защитить от тромбоза – образования тромбов, которые блокируют кровь, а значит, и поступление к тканям живительного кислорода. В качестве первого теста доктор Лэндс обнаружил, что его собственная кровь стала менее склонной к агрегации в комки, которые образуют коварные тромбы, после того как он принимал столовую ложку рыбьего жира утром, днем и вечером в течение месяца. Многие другие исследования, в частности в Японии, показывают то же самое. У японцев, которые зарабатывают на жизнь рыбной ловлей и едят свой улов, кровь менее склонна к образованию тромбов, чем у японских фермеров, живущих на суше.

Доктор Лэндс, всемирно признанный теоретик в этой области, отмечает, что простагландины и лейкотриены, по-видимому, также играют роль в образовании артериальных бляшек, в стенокардии и в спазме сосудов, что становится все более часто встречающейся причиной смерти людей. Например, известно, что простагландин тромбоксан сужает кровеносные сосуды, вызывает спазмы коронарных сосудов и стенокардию. А внутриклеточные коммуникаторы, как полагают, помогают клеткам приклеиваться к стенкам артерий, а затем зацеплять циркулирующий холестерин, чтобы создать еще большие сгустки закупоривающего сосуды мусора. Вмешиваясь во все эти процессы, провоцирующие сердечные заболевания, морепродукты могут спасти множество жизней.

Доказательства того, что рыба, даже в скромных количествах, защищает от сердечно-сосудистых заболеваний, сегодня настолько убедительны, что они широко публикуются в ведущих медицинских журналах мира. Доклад за докладом подтверждают это.

В мае 1985 года в престижном медицинском журнале “New England Journal of Medicine” были опубликованы три статьи, которые придали этой идее респектабельность. Сенсацией стало исследование ученых из Нидерландов, которые обнаружили, что за двадцатилетний период смертность от ишемической болезни сердца была более чем 50% ниже среди группы мужчин в небольшом голландском городе Зутфен, которые ели не менее 30 граммов рыбы (чуть больше унции) в день по сравнению с теми, кто не ел рыбы.

Это означает, говорят участники исследовательской группы под руководством Даана Кромхаута, доктора философии, из Института социальной медицины Лейденского университета, что употребление всего лишь одного-двух рыбных блюд в неделю может помочь предотвратить сердечные заболевания!

Ученые по всему миру взялись за изучение рыбьего жира, особенно в Японии, Западной Германии и Дании. Но влияние омега-3 на сердечно-сосудистые заболевания — это даже не полдела, говорит пионер этого дела Лэндс. Он и другие исследователи начали задумываться над тем, на что ещё способны потомки отщепенцев арахидоновой кислоты. Если рыбий жир, предположительно его омега-3 компонент, может так мощно вмешиваться в механизм сердечных заболеваний, то не может ли он, отключая способность простагландинов к движению, одновременно влиять и на другие процессы болезни?

Внимание, напряжём воображение!

Рак, астма, ревматоидный артрит, волчанка, псориаз, аллергия, иммунные воспалительные заболевания, головные боли, высокое кровяное давление и рассеянный склероз – все эти заболевания связаны с чрезмерно активной выработкой простагландинов. Возможности захватывающие: рыбий жир, сдерживая образование простагландинов, может контролировать основные метаболические механизмы, которые вызывают и эти заболевания. Признавая огромный потенциал, Национальные институты здравоохранения финансируют исследования по изучению влияния рыбьего жира на такие заболевания, в которых замешаны простагландины.

На сегодняшний день омега-3 достигли замечательных успехов в борьбе с многочисленными недугами, регулируемыми простагландинами как у людей, так и у животных. (Их перечень приведен в разделе “Рыба”).

В медицине и диетологии еще не было ничего, что могло бы сравниться с рыбьим жиром. Является ли он панацеей? Неизвестно. Но эксперты подчеркивают, что очень важно проводить различие между потенциальным профилактическим и лечебным эффектом. Когда хроническое заболевание достигло полного развития или прогрессирует, сомнительно, что рыба или содержащиеся в ней омега-3 жиры способны обратить его вспять, хотя они могут его приостановить. Другими словами, продукты из моря не могут действовать как сильнодействующие лекарства, чтобы вылечить результат десятилетий клеточных атак на организм. Но предотвратить болезнь? Это совсем другое дело, говорит доктор Альфред Д. Стейнберг, эксперт по артриту в Национальном институте здоровья: “Предотвращение возникновения болезни и лечение её есть совершенно разные вещи”. В качестве аналогии он отмечает, что некоторые препараты, недостаточно мощные для лечения, тем не менее, легко предотвращают ту же болезнь. Морской жир может попасть в эту категорию естественных профилактических лекарств.

Доктор Лэндс согласен с тем, что неверно рассматривать рыбу как панацею от всех болезней. Он видит главный потенциал рыбы в том, чтобы блокировать постоянную атаку на клетки со стороны гиперактивных простагландинов, которые с годами превращаются в симптомы хронических заболеваний. Будущее в борьбе с хроническими заболеваниями – за профилактикой, а не за лечением. Он считает так: “Многие из этих хронических заболеваний — это накопившийся вред, которому подвергалось ваше тело на протяжении долгого времени. Если вы станете день за днем предотвращать накопление этих вредных атак, сдерживая постоянное воздействие простагландинов, например, путем введения в ткани противодействующего рыбьего жира омега-3, то, вероятно, вы сможете предотвратить многие хронические заболевания”. В этом, по его словам, и заключается истинное послание великих рыбных открытий.

Leave a Reply