Пищевая аптека. Связь “Капуста-рак”

6.

__________________________________________________

СВЯЗЬ «КАПУСТА-РАК»

Вот скажите как на духу, если бы вам было суждено заглянуть в природную аптеку в поисках нового фармацевтического препарата для борьбы с одним из самых страшных мировых бедствий – раком, вы бы обратили своё внимание на капусту? На брокколи, брюссельскую или цветную капусту? Или на прочих забавных родственников этого овоща, представителей семейства, официально называемого «крестоцветные», потому что их четырехлепестковые цветы напомнили кому-то в средние века крест, или распятие?

Когда-то большинство людей считали такую перспективу смехотворной.

Всего двадцать пять лет назад предположение о том, что рак можно каким-либо образом остановить с помощью диеты, было почти научной ересью и жестоким надругательством над здравым смыслом. Теперь ученые знают, что молекулы соединений в продуктах питания являются грозными солдатами в клеточных войнах на жизнь и смерть. Пищевые соединения могут выполнять удивительное разнообразие противораковых действий: они могут захватывать и уничтожать блуждающие «свободнорадикальные» молекулы кислорода, которые способствуют повреждению клеток и развитию рака; они могут нейтрализовать вещества, активирующие канцерогены, стимулировать ферменты для создания сложных систем вымывания канцерогенов из организма и препятствовать мессенджерам, которые включают онкогены в ядро клетки, запуская и стимулируя процесс роста раковой опухоли.

Сейчас ученые утверждают, что пищевые соединения могут бороться с раком практически на всех стадиях – от первой “инициации” клетки раковым агентом до снижения темпов роста опухолей спустя десятилетия. Более того, некоторые продукты питания, благодаря своему уникальному набору соединений, могут быть специфическими, то есть, подобно лекарствам, они могут лучше всего защищать определенные органы от раковых поражений. В этой самой мрачной области – онкологии – ученые сейчас мыслят масштабно, даже предвидя тот день, когда противораковые диеты и другие профилактические меры будут назначаться индивидуально в зависимости от генетически выявленной предрасположенности к определенным видам рака.

Создание более мощной биологической обороны против рака — это антоним обреченности и смелый ответ человеческого разума на чуму двадцатого века, вызванную невежеством, беспечностью, а для некоторых и просто генетическим невезением. Тайные, сложные химические манипуляции с пищевыми веществами сулят надежду на спасение, смягчая последствия засорения воздуха, земли, пищи, воды и наших тел химикатами, которые превращают живые клетки в сгустки злокачественных опухолей. Раз уж нас бомбардируют канцерогенами, почему бы не напитать себя антиканцерогенами, создав внутри организма пожизненную полицию, которая будет встречать, запугивать, загонять в угол и выводить опасные химические вещества из организма до того, как они нанесут непоправимый ущерб клеткам. Если мы используем химиотерапию для уничтожения раковых клеток после того, как они появились, то почему бы не сделать химиопрофилактику – намеренное и контролируемое использование веществ, включая те, которые в изобилии содержатся в продуктах питания, чтобы блокировать действие канцерогенных ядов вокруг нас – до того, как рак захватит организм.

Ли Уоттенберг (1921-2014)

Это захватывающая идея. Припишем её, по примеру прочих, Ли Уоттенбергу, доктору медицины. Доктор Уоттенберг, профессор патологии в Медицинской школе Университета Миннесоты, является признанным пионером этой концепции, призванной спасти нас от рака, который, по большей части возникает по нашей собственной вине. Хотя он проводил сложные и часто утомительные эксперименты с конца 1960-х годов, до недавнего времени его работа почти не получала признания. А ведь он определил механизмы, с помощью которых химические вещества, содержащиеся в простых продуктах питания, таких как капуста и брокколи, могут проникать в живые клетки и останавливать рак. Доктор Уоттенберг является интеллектуальным центром зреющего взрыва вселенной ученых, ищущих способы возведения внутренних щитов против раку.

Все началось не с капусты. Но именно капуста активизировала научное воображение и придала убедительность некогда невероятной идее. Работа доктора Уоттенберга совершенно случайно была подкреплена выводами первоклассного эпидемиолога, доктора Сэксона Грэма, председателя кафедры социальной и профилактической медицины в Университете штата Нью-Йорк в Буффало.

В середине 1970-х годов доктор Грэм и его коллеги опросили 256 белых пациентов мужского пола с раком толстой кишки в Мемориальном институте Розуэлл Парк и 783 пациента идентичного возраста, у которых не было рака, выбранных наугад. Они спросили их, сколько раз в месяц они ели девятнадцать овощей, включая капустный салат, помидоры, капусту, салат-латук, огурцы, морковь, брюссельскую капусту, брокколи, турнепс и цветную капусту.

Мужчины, которые сообщили, что едят много овощей, имели самый низкий риск развития рака толстой кишки. Более того, шансы неуклонно снижались в зависимости от того, чем больше овощей они ели. У мужчины, который ел любой из этих овощей более пары раз в день, вероятность заболеть раком толстой кишки была в два раза ниже, чем у мужчины, который никогда их не ел или ел менее двадцати раз в месяц. Это было интересно, потому что овощи вызывали так называемую “дозовую реакцию”. Чем больше овощей принимается в пищу, тем выше терапевтический эффект. Ученым это нравится, потому что, подобно лекарству, это служит указанием на надежный результат, а не на простую случайность. Лекарства, например, при тестировании должны давать измеримую дозовую реакцию, иначе возникает подозрение, что они ненадежны. Поэтому доктор Грэм и его коллеги были просто в восторге, когда увидели, что их эксперимент так точно соответствует дозовой реакции.

Затем они решили посмотреть на овощи по отдельности, и вот, пожалуйста, капуста чётко вышла из строя, почти идеально следуя схеме “доза-ответ”. Итог: если вы ели капусту чаще одного раза в неделю, вероятность развития рака толстой кишки у вас была на две трети ниже, чем у тех, кто никогда не ел капусту, по крайней мере, если вы мужчина белой расы. Другими словами, одна порция капусты в неделю может снизить ваши шансы заболеть раком толстой кишки на шестьдесят шесть процентов! Даже если вы ели капусту раз в две или три недели, риск снижался на сорок процентов. Квашеная капуста и капустный салат, а также брокколи и брюссельская капуста также показали умение защищать от рака толстой кишки.

Доктор Грэм опубликовал обобщающий комментарий к этой работе в качестве главной статьи в январском номере “Американского журнала эпидемиологии” за 1979 год. Это было в тот же месяц, когда в Нью-Йорке проходила национальная конференция ученых по диете и раку. Все были в восторге от открытия доктора Грэма. Но его значимость была закреплена интеллектуальным мостом, связывающим его с недавними открытиями доктора Уоттенберга.

Работа доктора Уоттенберга стала той самой «эврикой», тем щелчком мозга, который придал смысл открытиям доктора Грэма. Доктор Уоттенберг с начала 1970-х годов кормил крыс и мышей небольшим количеством крестоцветных овощей (капустой, брокколи, брюссельской и цветной капустой с турнепсом), вводил им известные канцерогены и наблюдал, развивается ли у них рак или происходят метаболические изменения в органах, которые блокируют образование рака. У многих из них рак не развился; они были, как ни странно, защищены действием овощей. “Интересно, но…”, – качали в раздумье головами его коллеги.

Затем в майском номере журнала “Cancer Research” за 1978 год доктор Уоттенберг забил последний гвоздь в каркас своих экспериментов. Он выделил из крестоцветных овощей химические вещества, называемые индолами, и давал их животным в качестве химиопрофилактической “закуски” перед введением химикатов, вызывающих рак. Чистые соединения капусты также оказались мощным антидотом против развития рака.

Защита была впечатляющей. Без индолов у девяносто одного процента крыс, подвергшихся воздействию химического канцерогена, развился рак груди; с индолами этот показатель снизился до двадцати одного процента. В другом испытании с более низкой дозой, которую мышам давали в течение длительного периода времени, сто процентов мышей, не получавших индолы, заболели раком, в то время как среди тех, кого кормили индолами, таких было сорок четыре процента.

Доктор Грэм, как и все остальные специалисты в этой области, увидел поразительную параллель между своими результатами экспериментов, проведенных на людях и результатами доктора Уоттенберга, полученными от животных. Доктор Уоттенберг предложил вполне разумное научное объяснение того, как такие на первый взгляд неприметные овощи, как капуста, могут оказывать столь мощное физиологическое воздействие на механизмы рака. Это сообщение громко и четко прозвучало в сообществе ученых, изучающих рак. Исследования в области рака и диеты начали развиваться в новом направлении: крестоцветные и химиопрофилактика – термин доктора Уоттенберга – стали новыми девизами. Сегодня Национальный институт рака тратит миллионы на изучение крестоцветных овощей и приглашает ученых подавать заявления на гранты по этой теме.

Доктор Уоттенберг раскрыл секрет хитрых трюков, с помощью которых соединения капусты обманывают рак, и раскрыл аналогичный потенциал других распространенных продуктов питания. Как он вкупе с другими учеными показал, у пищевых химикатов есть немало шансов вмешаться в долгий, медленный процесс развития рака, инкубационный период которого длится от двадцати до сорока лет и более.

Сначала клетки должны быть “инициированы” к раку – их ДНК – генетический материал – изменен “ударами” канцерогенов, таких как ионизирующее излучение, сигаретный дым, пестициды и неизвестные генетические факторы. Затем мутировавшие клетки могут начать делиться неправильно, пролиферировать и объединяться в предвестники рака, называемые предраковыми поражениями, которые впоследствии перерастают в полноценные злокачественные опухоли. Произойдет ли это аберрантное деление и прогрессия клеток и как быстро это случится, зависит от стимуляторов или “промоутеров”. “Сигаретный дым, например, является классическим стимулятором. Дело в том, что развитие рака — это многоступенчатое, длительное событие, и вмешательство в него на любом этапе может замедлить или остановить его смертоносное шествие.

Доктор Уоттенберг и другие многократно демонстрировали экспериментально: если кормить животных капустой и другими крестоцветными овощами, их ферментный механизм детоксикации ускоряется. Если кормить их чистыми химическими веществами из капусты, происходит то же самое. В обоих случаях животные гораздо менее склонны к развитию рака при последующем воздействии на них химических веществ, вызывающих рак.

Томас Кенслер

Доктор Томас Кенслер, доцент кафедры токсикологии Школы гигиены и общественного здоровья Университета Джона Хопкинса, кормит животных афлатоксином, мощным канцерогеном. Другим подопытным он тоже даёт его, но до этого снабжает их дозой дитиолтионов капустного типа. Он исследует клетки животных, которых кормили дитиолтионами, и обнаруживает в два раза больше глутатиона и в десять раз больше ферментов, которые связывают глутатион с канцерогенами. Кроме того, он обнаруживает, что повреждение афлатоксином ДНК путём связывания с ней снижается на девяносто процентов. Следовательно, в клетках происходит меньше раковых изменений и, в конечном итоге, гораздо меньше возникает опухолей. Как говорит доктор Кенслер: “Дитиолтионы являются самым мощным противораковым средством из тех, что мы когда-либо изучали. Результаты весьма впечатляющи. “

Эксперименты д-ра Уоттенберга на животных убедительно показывают, что как сырые и вареные крестоцветные овощи, так и чистые химические выжимки из них повышают активность ферментов детоксикации. Но, отмечает он, некоторые индолы капусты защищают только в том случае, если они попадают в организм раньше канцерогена. Если индол попадает в организм уже после того, как канцероген атаковал клетки, его действие оказывается ограниченным. Он не может очистить организм. Однако другие химические вещества крестоцветных, называемые изотиоцианатами, подавляли рак толстой кишки у крыс, когда их давали через неделю после введения определенного канцерогена. Очевидно, клеткам необходимы постоянные низкоуровневые дозы нужных пищевых веществ для поддержания биологических барьеров на пути его развития.

Необычайно интересным и впечатляющим является исследование норвежских ученых о предраковых признаках в толстой кишке людей, употребляющих и не употребляющих в пищу крестоцветные овощи. Врачи считают, что рак толстой кишки возникает из небольших наростов, называемых полипами или, на более продвинутых стадиях, аденомами. Не все такие доброкачественные новообразования становятся раковыми, но большинство экспертов сходятся во мнении, что поскольку эти новообразования являются основой рака толстой кишки, если вы можете устранить появление или разрастание полипов, вы устраните возможность развития рака толстой кишки.

В Норвегии проследили связь между питанием и раком, исследовав в 1986 году толстую кишку людей без симптомов рака на наличие полипов – крошечных наростов. Сначала они обследовали 155 мужчин и женщин в возрасте от пятидесяти до пятидесяти девяти лет с помощью сигмоидоскопа, аппарата, позволяющего вводить осветительный прибор в толстую кишку, чтобы выявить полипы или аденомы, их размер и степень аномалии. Затем, в течение следующих пяти дней, не сообщая участникам результатов теста, исследователи попросили их скрупулезно записывать все, что они едят.

У 78 человек, или примерно у половины, были обнаружены полипы. Но, что поразительно, та половина, у которой не было предраковых признаков рака толстой кишки, потребляла больше калорий, получаемых из крестоцветных овощей – капусты, брокколи, цветной и брюссельской капусты, а также больше клетчатки в целом. Овощи, казалось, подавляли как рост зловещих скоплений клеток, так и степень их аномальности. По словам главного исследователя д-ра Гейра Хоффа из Центральной больницы Медицинского департамента Телемарка в Шиене (Норвегия), те, у кого были самые крупные, самые аномальные аденомы – более пяти миллиметров в диаметре – ели меньше всего крестоцветных овощей.

Квашеная капуста

Капуста, как и все эти крестоцветные овощи, серьезно рассматривается в Национальном институте рака, в частности, для профилактики, прежде всего, рака толстой кишки и, возможно, желудка. В результатах исследования НИР 1987 года отмечается, что шесть из семи крупных эпидемиологических экспериментов, аналогичных проведённому доктором Грэмом, отмечается, что люди, употребляющие больше крестоцветных овощей, имеют меньше шансов заболеть раком толстой кишки. Исследования проводились в Израиле, Греции, Японии и Норвегии, а также в США, и в них чаще всего упоминается капуста, а также кольраби, квашеная капуста, брюссельская капуста и брокколи.

Другие исследования населения добавляют рак легких, пищевода, гортани, прямой кишки, простаты и мочевого пузыря к числу злокачественных опухолей, которые, возможно, предотвращаются благодаря большому семейству крестоцветных.

Чем все это закончится? Доктор Уоттенберг предлагает, чтобы в конечном итоге некоторые из химических веществ крестоцветных были извлечены, синтезированы и, возможно, даны людям с высоким риском развития рака, например, тем, кто профессионально подвергается воздействию вызывающих рак химических веществ.

А пока было бы безрассудством игнорировать убедительные сообщения из лабораторий и научных кругов: люди, которые едят больше овощей, полных известных противораковых химикатов, менее склонны к раку. Древние римляне еще более радикально следовали своим убеждениям; однажды они прогнали своих врачей из одного города и в течение многих лет, как сообщается, поддерживали свое здоровье, питаясь капустой. Наука снова догоняет фольклор.

ПРОТИВОРАКОВАЯ КРЕСТОЦВЕТНАЯ ДЮЖИНА

Все эти растения имеют цветки с четырьмя лепестками, которые историкам ботаники напоминают распятие или крест, отчего их и зовут крестоцветными. Они все также содержат химические вещества, которые могут снизить воздействие канцерогенов.

Брокколи

Брюссельская капуста

Капуста цветная

Капуста обычная (огородная)

Кресс

Хрен

Кэйл

Кольраби

Горчица

Редис

Брюква (рутабага)

Турнепс (кормовая репа)

Leave a Reply