Пищевая аптека. ОРЕХОВО-СЕМЕННАЯ ЗАЩИТА

7

__________________________________________________

Если вам случится пообедать с доктором Уолтером Троллом, он вначале отведёт вас к салат-бару, где вы сможете насытится горохом – одним из его любимых блюд. Он не очень любит традиционные вареные соевые бобы, хотя они прославили его среди коллег; на его взгляд, они не такие уж аппетитные. Его жена иногда готовит пирог из тофу, который, по его словам, по вкусу немного напоминает ананасный торт-перевертыш. Во время поездки в Японию Троллы взяли несколько советов по приготовлению блюд из соевых бобов у японских исследователей рака. Японцы, в конце концов, являются крупнейшими в мире потребителями соевых бобов, практически все из которых выращиваются в США. По иронии судьбы, говорит доктор Тролл, наши соевые бобы, вероятно, являются одной из причин того, что уровень заболеваемости раком у японцев в целом ниже, чем у нас. (Главным исключением является рак желудка, которым японцы болеют чаще американцев. По мнению доктора Тролла причина тому – что японцы едят слишком много соленой пищи).

Доктор Тролл, профессор экологической медицины Нью-Йоркского университета, продвигает в рацион фасоль, рис, бобовые и орехи с 1969 года – года, когда он сделал эпохальное открытие о группе соединений, называемых ингибиторами протеазы, которые в изобилии содержатся в семенах и орехах. Он настаивает, что эти соединения могут помочь подавить рак, вмешиваясь в деятельность функциональных элементов организма, включая онкогены, и подавляя ферменты, называемые протеасомами или протеазами, которые могут способствовать развитию рака.

Вот что, по мнению доктора Тролла, происходит после употребления гороха, или любых бобовых, риса, орехов, кукурузы или зерновых. Горох попадает в желудок и в кишечный тракт, где его внешняя оболочка срывается, и горошины разлагаются на мелкие фракции под воздействием пищеварительных соков. Но внутри гороха находятся неразрушимые молекулы – ингибиторы протеаз, которые выживают в кишечном тракте. Доктор Тролл знает об этом; он сделал их радиоактивными и отследил их путь по организму подопытных животных. “Они выходят совершенно неповрежденными”, – говорит он.

Ингибиторы протеазы были созданы природой не для вашего удобства или безопасности, а для того, чтобы гарантировать сохранение видов растений. Например, они делают ценные семена недоступными для насекомых и не перевариваемыми, а значит, неразрушимыми. Если их съедят птицы, то семена выйдут из них неповрежденными, чтобы могли прорасти новые растения. На сегодняшний день из “семенных пищевых продуктов” выделено около восьми различных типов ингибиторов протеаз, включая клубни, такие как картофель.

Ингибиторы протеаз нужны, говорит доктор Тролл, по множеству причин: во-первых, есть доказательства того, что они контролируют и подавляют активность протеаз, которые имеют неприятную привычку включать и активизировать раковые процессы. Протеазы, ферменты, расщепляющие белки, выполняют нормальные биологические функции, такие как переваривание белков. Но некоторые из них также являются пособниками раковых клеток. Поскольку эти последние являются незваными гостями и не находятся под защитой организма, как нормальные клетки, они используют протеазы для того, чтобы плодиться и множиться. Например, коллаген, белок, является прочным материалом, удерживающим вместе стенки клеток и органов. Для своего размножения раковые клетки должны пробить эти стенки, возможно, с помощью протеаз, называемых коллагеназами: им нужно разрушить коллаген и таким образом получить доступ в клетку. Естественно, если на сцене появляются соответствующие ингибиторы протеаз, они блокируют проканцерогенную активность коллагеназ.

Кроме того, доктор Тролл обнаружил, что протеазные ингибиторы обладают удивительной противораковой активностью, вплоть до вмешательства в переключатель, управляющий непоседливыми сильными онкогенами. Онкогены, недавно открытые забавы исследователей рака, считаются одним из основных ключей к онкологическим заболеваниям. Онкогены живут в каждой нормальной клетке – как правило, не буяня. Но если они подвергаются определенной мутации, то превращаются в раковые гены и побуждают клетку к бурной пролиферации, превращаясь в опухоль. «Если онкоген не активирован, он не причиняет нам никакого вреда», – говорит доктор Тролл. В настоящее время известно около ста различных онкогенов. По словам доктора Тролла, они принимают участие как в обряде посвящения клетки в раковую, так и в длительном, медленном развитии болезни.

Поскольку ингибиторы протеазы также функционируют как антиоксиданты, они могут противодействовать разрушительным, широко распространенным, сверхзаряженным молекулам кислорода, называемым “свободными радикалами”, которые повреждают клетки. Таким образом, ингибиторы протеазы, говорит доктор Тролл, предлагают “зонтики защиты”, препятствуя развитию рака практически на каждом – от блокировки повреждения ДНК или обращения его вспять до доведения полноценных раковых клеток до голодной смерти.

Но энтузиазм доктора Тролла по поводу ингибиторов протеазы сосредоточен на их способности перехватывать рак в тот момент, который наиболее важен для человека – после того, как клетки инициированы к раку (то есть их ДНК повреждена) и уязвимы для подталкивания их к аберрантному росту. «Если мы сможем предотвратить развитие, то все будет хорошо», – считает доктор Тролл. Он считает, что предотвратить инициацию уже слишком поздно. «Возникает ощущение, что все мы, вероятно, инициированы из-за воздействия широко распространенных канцерогенов в окружающей среде», – говорит он. Он рассчитывает на наши шансы удержать инициированную клетку от ненормального деления и пролиферации в злокачественную массу, тем самым блокируя долгое шествие ракового процесса после того, как клетки получают первоначальное повреждение, но до того, как опухоль выйдет из-под контроля.

Именно здесь в дело вступают онкогены. Доктор Тролл считает, что активированные онкогены могут как изменять ДНК, так и включать пролиферацию клеток, что в итоге приводит к раку. В одном эксперименте доктор Тролл и коллега из Нью-Йоркского университета Сеймур Гарте взяли онкоген семейства RAS (Retrovirus Associated DNA Sequence) из ДНК клеток рака мочевого пузыря человека и вставили его в нормальные клетки, которые затем «разделились на неопластические». Но когда ученые добавили четыре различных типа ингибиторов протеазы, раковые изменения не произошли.

То есть, по сути, вы обнаружили, что протеазные ингибиторы остановили активацию онкогена и включение рака?

«Да. Онкоген RAS может быть необходим для роста всех клеток и опухолей. Поэтому если его ингибировать – вырубить переключатель каким-то образом в нужное время – опухоль не будет расти». Теоретически, именно таким образом ингибиторы протеазы могут прерывать широкий спектр раковых заболеваний на разных стадиях.

Доктор Тролл даже убежден, что ингибиторы протеазы могут замедлять развитие рака на самых поздних стадиях примерно так же, как это делает химиотерапия, но гораздо более целенаправленно и менее токсично. Он предполагает, что насыщение клеток ингибиторами протеазы путем употребления продуктов, богатых этими веществами, может помочь блокировать развитие рака вплоть до того момента, когда злокачественная опухоль распространится из первоначального очага или даст метастазы. “К моменту метастазирования диетическое вмешательство будет уже запоздалым”, – считает он. “Но до этого может сработать”.

Еще один выдающийся исследователь ингибиторов протеазы, доктор Энн Кеннеди из Гарвардской школы общественного здравоохранения, обнаружила, что ингибиторы протеазы в культурах тканей могут обратить вспять первоначальное повреждение клеток, вызывающее рак, что ранее ученые считали невозможным. Научный консенсус заключается в том, что если ДНК клетки – ее главная генетическая записывающая лента – была изменена вызывающим рак агентом, то разрушительное сообщение уже никогда не стереть; оно записано на эту ленту раз и навсегда, ожидая других событий – например, агентов, способствующих развитию рака, – чтобы усилить его до злокачественной опухоли. Но доктор Кеннеди в ходе лабораторных экспериментов обнаружила, что воздействие протеазных ингибиторов на клетки с повреждениями ДНК, вызванными канцерогенами, фактически возвращает клетки в нормальное состояние; они ведут себя так, как будто их ДНК никогда не подвергалась нападению. Ингибиторы протеаз фактически исцеляли генетические повреждения. И даже после прекращения воздействия ингибитора клетки оставались нормальными, не возвращались в предраковое состояние и не стимулировались к аномальной пролиферации способной запустить раковый процесс.

Еще одно доказательство того, почему ученые с таким энтузиазмом относятся к противораковым свойствам этих пищевых химикатов:

Ингибиторы протеаз, как показали лабораторные эксперименты, замедляют рост клеток рака груди и толстой кишки человека. Кормление животных соевыми соединениями блокирует развитие рака груди, кожи и толстой кишки. Инъекции ингибиторов протеаз спасают мышей от смертельного облучения. Соевые бобы, содержащие эти ингибиторы, блокируют спонтанный рак печени у мышей. Окраска кожи мышей промоутерами рака не приводит к этой болезни, если добавить протеазные ингибиторы. Эпохальное открытие доктора Тролла в 1969 году подарило ему день, который, по его словам, он никогда не забудет, и положило начало многочисленным научным исследованиям ингибиторов протеазы.

В более позднем классическом эксперименте доктор Тролл и его коллеги доказали способность соевых соединений противостоять раку молочной железы у животных. Новорождённых крыс кормили разными диетами. Одна группа ела соевые бобы. Затем в возрасте двух месяцев всех подвергли рентгеновскому облучению всего тела мощностью в 300 рад. У сорока четырех процентов крыс, питавшихся соей, развился рак груди по сравнению с семьюдесятью процентами крыс, питавшихся обычной пищей.

Доктор Кеннеди показала, что эти пищевые агенты сильно подавляют рак ротовой полости у хомяков. Она и ее команда также добавляли экстракт соевых бобов в рацион мышей и обнаружили, что бобовые блокируют рак толстой кишки. Она считает, что протеазные ингибиторы, вероятно, способны бороться со всеми видами рака, кроме рака желудка.

Существуют также медицинские доказательства того, что употребление продуктов из семян может спасти вас от рака. Пелайо Корреа из Медицинского центра Университета штата Луизиана в Новом Орлеане провел впечатляющий анализ структуры питания и уровня заболеваемости раком в сорока одной стране. Он обнаружил поразительный рост потребления риса, кукурузы (маиса) и бобов на душу населения в странах с более низким уровнем заболеваемости раком толстой кишки, молочной железы и простаты. Более ярые поклонники бобов, риса и кукурузы также реже страдали ишемической болезнью сердца. Доктор Тролл говорит, что существуют хорошие теоретические данные о том, что протеазные ингибиторы помогают контролировать свертываемость крови, что, возможно, снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Другие исследователи, обнаружившие меньшее количество случаев рака груди, матки и яичников у женщин, употребляющих больше злаков и бобов, предположили, что эти продукты могут частично противодействовать вредному воздействию диет с высоким содержанием жиров, которые, как предполагается, способствуют развитию этих зависящих от гормонов видов рака.

Продукты, содержащие ингибиторы протеаз, также могут стать мощной защитой от вирусов. Вот почему: некоторые вирусы должны быть активированы, прежде чем они смогут прикрепиться к клеткам человека и стать заразными. Поджелудочная железа, участвуя в этом предприятии, вырабатывает протеазы, которые по протоку попадают в желудочно-кишечный тракт, где они живут в большом количестве. Хотя эти протеазные ферменты регулируют множество жизненно важных метаболических процессов, они также имеют дело с вирусами. Вирус может долгое время находиться в спящем состоянии в желудочно-кишечном тракте, в дыхательных путях или даже на клеенке, но как только он встречается с протеазой в подходящих условиях, всё это начинает напоминать сказку про Спящую красавицу или третью фазу аркадной игры Ms. Pac-Man[1]; они обнимаются и целуются, и вирус оживает и начинает размножаться.

Кажется логичным попытаться отключить активирующее очарование некоторых из этих протеазных ферментов, оставив вирусы в ступоре и безопасными. Таким образом, вирус не активируется, не прилипает к клеткам, и ему остается только пройти по кишечному тракту и быть смытым в канализацию.

Конечно, именно этим и занимается ингибитор – подавляет способность фермента протеазы вызывать вирусы. Воображение рисует откровенную картину, в которой ингибитор мешает вирусной частице снять свою внешнюю белковую рубашку, и она не может вплыть в клетку и внедрить туда свой генетический материал, так как рубашка мешает. Если вирус не может пройти этот путь, он не получит доступа к генетическому механизму клетки и не будет воспроизведен. Таким образом, клетка находится в безопасности. Вирус, в отличие от бактерий, не может размножаться сам по себе. Чтобы распространить инфекцию, вирус проникает в здоровую клетку, захватывает ее генетический механизм, который он использует для самовоспроизведения, извергая новые вирусы.

Нет сомнений в том, что протеазные ингибиторы, содержащиеся в продуктах питания, особенно в соевых бобах, способны уничтожать вирусы. Исследователи из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса смешали ротавирусы человека, вызывающие диарею и общие желудочно-кишечные заболевания, с несколькими ингибиторами протеаз и дали им инкубироваться в клетках человека. Все вещества подавляли вирусы. Высокие концентрации соевых бобов уничтожили почти сто процентов вирусной активности. Протеазные ферменты и вирусами не проделывали никаких балетных па, которые позволили бы им вторгнуться в человеческие клетки.

Когда исследователи давали компоненты сои мышам, зараженным вирусом, гораздо меньше мышей заболели и в целом были менее заразны. Интересно, что одна низкая доза соевого вещества действовала только в том случае, если ее давали перед прививкой вируса – как своего рода противовирусную закуску. Но при введении высоких доз несколько раз после инъекции вируса оно также в значительной степени подавляло инфекции у животных.

Поскольку многие вирусы, чтобы стать опасными, должны быть активированы протеазами, ингибиторы сои, вмешиваясь в этот основной механизм, могут стать противовирусными средствами очень широкого спектра действия. Вот несколько примеров вирусов, которые не могут действовать без ритуала активации: это большая группа миксовирусов, вызывающих грипп и паротит; ретровирусы, связанные с лейкемией; коронавирусы, виновные в респираторных инфекциях, и поксвирусы, вызывающие оспу.

Природные протеазные ингибиторы, обезвреживающие вирусы, гораздо безопаснее существующих в настоящее время противовирусных препаратов. До сих пор было разработано мало фармацевтических препаратов для борьбы с вирусами, а те, что были, направляют свою атаку, взаимодействуя с нуклеиновыми кислотами в сердце генетического механизма клетки. В то же время есть опасения, что они могут нарушить синтез нуклеиновых кислот в нормальных клетках, что приведет к долгосрочным повреждениям и, возможно, к раку. С другой стороны, исследователи утверждают, что блокаторы ферментов в продуктах питания препятствуют расщеплению белков, что позволяет вирусу проникать через клеточные стенки, а не работать внутри клеточного ядра. Таким образом, природный терапевтический механизм является более мягким и безопасным.

Некоторые говорят, что ингибиторы протеаз сами по себе могут быть опасны, но их сторонники утверждают, что эти опасения беспочвенны. Утверждается, что большие дозы ингибиторов протеазы, особенно у домашних животных, замедляют рост. Существуют также доказательства того, что эти соединения могут способствовать развитию рака поджелудочной железы у крыс. Но, по словам доктора Тролла, когда ингибиторы протеазы скармливали обезьянам, которые биологически наиболее похожи на людей, не было обнаружено абсолютно никаких признаков вреда. Кроме того, по его словам, эти вещества не вызвали ни одного вида рака у мышей, свиней или обезьян.

Ингибиторы протеаз очень широко представлены в растительному царстве и то, что они являются сильнодействующими препаратами, не вызывает сомнений. То, что они попадают в желудочно-кишечный тракт, также несомненно. По крайней мере, у животных они проявляют противораковые свойства в нескольких областях организма. В экспериментах они выключают онкогены и вирусы, вызывающие рак. Не нужно большого воображения, чтобы предположить, что большие дозы этих ингибиторов протеазы могут быть еще одним веским доводом в пользу употребления в пищу овощей, способствующих укреплению здоровья.

ГДЕ НАЙТИ ПРОТИВОРАКОВЫЕ СРЕДСТВА Д-РА ТРОЛЛА?

В первую очередь ищите ингибиторы протеаз в бобовых. Соевые бобы и горох (гарбанзо) содержат наибольшую их концентрацию. Другими богатыми источниками являются фасоль, лимская фасоль, тофу, черноглазый горох, почечные бобы, фава-бобы, горох, чечевица и маш (бобы мунг). Все «семенные продукты» содержат ингибиторы протеаз в различной концентрации: все виды орехов (арахис, грецкие орехи, пекан и т.д.); клубни – белый картофель, сладкий картофель (батат), таро, банан; злаки – ячмень, пшеница, овес, рожь, рис, маис (сладкая кукуруза), зерно сорго.

Хотя концентрация ингибиторов особенно высока в семенных продуктах, они также содержатся в большом количестве в баклажанах и в умеренном количестве в шпинате, брокколи, брюссельской капусте, редисе, огурце и ананасе. А недавно выдающийся исследователь из штата Вашингтон обнаружил, что пятьдесят процентов белка недозрелого помидора состоят из протеазных ингибиторов! Количество этих соединений уменьшалось по мере созревания помидора. Правда в том, что поскольку слишком мало продуктов было проанализировано на содержание ингибиторов протеаз, ученые не знают, какие продукты могут оказаться неожиданно богатыми источниками этих соединений.

Многие виды ингибиторов выдерживают приготовление и обработку; например, высокие уровни были обнаружены в приготовленных соевых бобах и тофу, и даже в выпечке хлеба, особенно цельнозернового. Однако доктор Тролл утверждает, что варка значительно разрушает ингибиторы протеазы в картофеле. Сырой картофель – гораздо лучший их источник.


[1] Ms. Pac-Man была выпущена в Северной Америке в 1982 году и стала одной из самых популярных компьютерных игр всех времён, что привело к тому, что компания Namco (владелец прав на Pac-Man) признала её частью официальной линейки. 

Leave a Reply