Пищевая аптека. В ПОИСКАХ ТАИНСТВЕННОГО МОРКОВНОГО ФАКТОРА

8

__________________________________________________

Идея кажется слишком дурацкой: бесконечно малое количество лекарственных соединений в моркови и подобных овощах может пробудить поврежденные клетки к сопротивлению атакам, которые в противном случае заканчиваются смертоносными злокачественными образованиями. Тем не менее, в последние несколько лет миллионы долларов на исследования рака и огромные мозговые усилия были посвящены ответу на почти смехотворный вопрос: «Как может один маленький овощ бороться с такой ужасной язвой современности, как огромный рак?» На самом деле ни научные находки, ни выводы из них не являются глупыми. Как это ни удивительно, но эпидемия рака, вызванная человеческой глупостью – курением сигарет и другими загрязнениями окружающей среды, может быть частично компенсирована простым ритуалом – ежедневно класть в рот, жевать и переваривать скромное количество оранжевых или темно-зеленых растений.

В то время как испытания других растительных соединений неизменно проводятся на животных и в пробирках, морковная эссенция уже широко тестируется на людях как потенциальное противоядие против рака. Хотя каждый продукт питания представляет собой мешок с химическими веществами, которые могут атаковать рак широким фронтом, морковный фактор, как выясняется, вмешивается в раковый процесс на более поздних стадиях – на стадии его развития. А ее оранжевый цвет может быть наиболее эффективен против рака, связанного с курением. «Морковный фактор» не ограничивается только морковью. Хотя семейство химических веществ под названием каротин, или каротиноиды, получило свое название от моркови, он является основным пигментом всех темно-оранжевых и темно-зеленых овощей. (Зеленый хлорофилл скрывает оранжевый или красный оттенок).

Именно синтетический каротиноид, бета-каротин, масса которого содержится в моркови, ученые, финансируемые Национальным институтом рака, раздавали в капсулах избранным группам в надежде блокировать рак. Как это происходило? Просто вначале кто-то заметил, что люди, которые едят морковь и другие продукты, богатые каротиноидами, меньше болеют раком. Это была попытка науки преобразовать наблюдаемую силу пищевой аптеки в фармацевтическую реальность.

Попытка прояснить морковный фактор была нелегким интеллектуальным путешествием с множеством поворотов и неожиданностей, и этот вояж ещё далек от пункта назначения.

На самом деле, все началось не с моркови, а с печени – по крайней мере, с того типа витамина А, который содержится в печени. Решающим для загадки является тот факт, что витамин А существует в двух формах: готовый ретинол, содержащийся в продуктах животного происхождения, таких как печень и молоко, и растительный каротин, который в организме превращается в полезный ретинол. В 1967 году ученые Национального института рака обнаружили, что ретинол, полученный из животных продуктов, подавляет рак дыхательных путей у хомяков. Очень быстро ученые убедились, что они вышли на след потенциального противоядия от рака.

В течение 1970-х годов пятнадцать исследований, проведенных в Израиле, Норвегии, Японии, Китае, Франции, Иране и США, показали, что люди, употребляющие больше “продуктов с витамином А”, имеют меньше шансов заболеть раком, особенно желудка, легких, пищевода, толстой кишки, прямой кишки и мочевого пузыря. Важнейшим ключом к разгадке – неверно оцененным в то время – был тот факт, что в списках противораковых продуктов неизменно лидировали темно-оранжевые и темно-зеленые овощи. Считаясь просто фабриками витамина А без каких-либо других талантов, эти овощи просто сравнили с похожими мясными заводами по выработке витамина А.

Никого такое сравнение тогда не смутило. Теория имела превосходный научный смысл. Витамин А контролирует дифференциацию клеток, а именно она нарушается при раке. Кроме того, витамин А защищает эпителиальные клетки внутренней и внешней оболочки тела, кожи, легких и горла – именно те области, которые продукты с витамином А, казалось бы, защищают от рака.

Но затем ученые столкнулись с серьезными препятствиями: исследования на животных были неоднозначными. Низкий уровень витамина А в крови не был последовательно связан с повышенным риском развития рака. Под воздействием противоречивых данных теория профилактики рака, основанная на витамине А, начала разваливаться.

Тем не менее, исследования, в которых темно-зеленые и темно-оранжевые овощи и фрукты считались оружием против рака, не прекратились, наоборот, их число только увеличивались. Ученые чесали головы в недоумении – пока Ричард Пето (фото) и его коллеги из Имперского фонда исследования рака в Оксфорде, Англия, пришли на помощь с провокационной статьей в журнале Nature. Пето разрешил дилемму, предположив, что именно бета-каротин – вещество, которое превращается в витамин А, а не готовый витамин А в продуктах животного происхождения – поднял овощи и фрукты до их статуса основных факторов, снижающих уровень заболеваемости раком.

Конечно! Его аргумент вызвал вздох облегчения у ученых. Овощи и фрукты переполнены семействами, состоящими примерно из полутысячи, называемых каротиноидами, из которых около десяти процентов, включая бета-каротин, преобразуются в организме в полезный витамин А. Среди этих каротиноидов, обладающих активностью витамина А, бета-каротин выступает в роли суперзвезды. Он содержится в моркови, сладком картофеле, зимнем сквоше, шпинате и капусте. Большая часть мира (за исключением США) получает около девяноста процентов витамина А из таких растительных продуктов, а зелёные листовые овощи являются самым большим его источником в Азии.

Когда морковный фактор был более-менее таким образом объяснён, новые его исследования стали привлекать всё больше внимания. Сенсацией стало исследование, опубликованное в журнале “Ланцет” в 1981 году известным эпидемиологом, доктором наук Ричардом Шекеллом (фото) и другими авторами, ныне работающими в Техасском университете. Исследование четко определило, что именно бета-каротин, а не витамин А, обеспечивает существенную защиту от рака легких. Исследователи с 1957 года отслеживали 2000 мужчин и фиксировали сколько те ели продуктов из 195 наименований, и кто из них заболел раком легких. Был сделан вывод: «Пища с относительно высоким содержанием бета-каротина может снизить риск развития рака легких даже у тех, кто много лет курил сигареты». В частности, у мужчин, употреблявших продукты с наименьшим содержанием каротина, риск заболеть раком легких был в семь раз выше, чем у мужчин с рационом, наиболее богатым каротином. Доктор Шекель не скрывал, что рекомендует «полчашки моркови в день» для профилактики рака легких.

Поскольку бета-каротин является веществом известным и давно используемое в дерматологии в качестве лекарства, нетоксичным и легко приобретаемым, к примеру, у компании Hoffmann – LaRoche, то испытать препарат на животных не составило труда. Предполагаемое противораковое средство давалось подопытным животным с сенсационными результатами. Например, Эли Сейфтер, доктор наук и профессор биохимии Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, и его коллеги подвергали крыс воздействию канцерогенов, а затем кормили их высокими дозами бета-каротина от двух до девяти недель спустя. Доктор Сейфтер описывает бета-каротин как своего рода «противозачаточную таблетку, принимаемую наутро». Это вещество блокирует появление и рост опухолей. Как правило, чем раньше давали эту «таблетку», тем выше была ее эффективность, но существовал благоприятный период от пяти до трех недель, в течение которых бета-каротин либо сдерживал поздние стадии развития опухоли, либо ранние стадии ее роста. Бета-каротин в сочетании с терапевтическим облучением даже приводил к тому, что полноразмерные опухоли практически исчезали. Это согласуется с эпидемиологическими данными, свидетельствующими о том, что продукты с бета-каротином могут каким-то образом предотвратить вред, наносимый непрерывным воздействием канцерогенов, таких как сигаретный дым.

Поразительные исследования Мишлин Мэтьюс-Рот (слева) из Гарвардской медицинской школы и доктора наук Андрия Комхаузера (справа) из Управления по контролю за продуктами и лекарствами, показывают, что у лабораторных животных, подвергающихся воздействию ультрафиолетовых лучей, просто не развивается рак кожи, если их кормить высокими дозами бета-каротина.

Окрыленный всё большим числом доказательств того, что бета-каротин может предотвратить человеческую трагедию, известную как рак, Национальный институт рака в 1982 году начал масштабные эксперименты на людях. Самый известный эксперимент возглавляет доктор Чарльз Хеннекенс (фото выше) из Гарвардской школы общественного здравоохранения, в котором около 22 000 врачей принимают либо капсулы бета-каротина, либо плацебо (инертное вещество) в течение пяти лет, чтобы выяснить, предотвращает ли бета-каротин рак всех типов. Кроме того, проводятся испытания бета-каротина в отношении конкретных видов рака. Проводятся шесть исследований рака легких, включая крупное исследование в Финляндии и одно в Китае, два – толстой кишки, два – пищевода (включая крупное исследование в Китае) и три – кожи. Результаты этих исследований ожидаются в 1990-1992 годах.

Между тем, хороших новостей и новых загадок о противораковых свойствах бета – каротина становится все больше. Одна из проблем, мучивших ученых, заключалась в том, что уровень витамина А в крови не был последовательно связан с уровнем рака. А вот низкий уровень бета – каротина в крови – да! Оказывается, чем меньше бета-каротина течет по вашим венам, тем больше вы подвержены раку легких. Знаменательное исследование, проведенное в 1987 году Мэрилин Менкес, доктором наук из Школы гигиены и общественного здравоохранения Университета Джона Хопкинса, опубликованное в журнале New England Journal of Medicine, показало мрачную связь между низким содержанием бета -каротина в крови и возникновением рака легких девять лет спустя.

Она и ее коллега – исследователь использовали образцы крови, собранные и проанализированные на содержание бета-каротина в 1974 году; затем в 1983 году они разыскали доноров крови и обнаружили девяносто девять человек с раком легких. Они сравнили уровень бета-каротина в крови жертв рака легких с аналогичными показателями доноров, которые не болели раком. Низкий уровень бета – каротина в крови предсказывал рак легких. У людей с самым низким уровнем этого вещества вероятность заболеть раком легких была в 2,2 раза выше, чем у людей с самым высоким уровнем. Что еще более поразительно, низкий уровень бета-каротина в крови был чётко связан с плоскоклеточной карциномой – своего рода раком кожи легочной ткани – наиболее распространенной причиной смерти от курения сигарет.

У людей с наименьшим содержанием бета-каротина в крови риск развития этого бича курильщика был в четыре раза выше, чем у людей с наибольшим содержанием препарата. Количество потребляемого бета-каротина легко показывается в анализах крови.

Доктор Менкес подсчитала, что увеличение потребления бета-каротина в продуктах питания может предотвратить от 15 000 до 20 000 смертей от рака легких в год.

И сколько же всего нужно есть каждый день, чтобы добиться этого?

Согласно одному анализу, примерно столько, сколько содержится в одной моркови.

В одной морковке?

Именно так.

По мере того, как выясняется сила действия морковного фактора, кажется, что он наиболее твердо привержен блокированию эпителиального рака, в частности, рака легких. Ученые с поразительным единодушием поддержали натуральный каротин в борьбе против рака легких. Десять из одиннадцати эпидемиологических исследований, проведенных во всем мире, показали, что бета-каротин, содержащийся в зеленых листовых и оранжевых овощах и фруктах, существенно снижает риск развития рака нашего главного дыхательного органа. В среднем шансы заболеть раком легких у тех, кто не употребляет продукты с высоким содержанием каротина, удваиваются или утраиваются. Оказывается, каротин защищает некурящих, в частности, бывших курильщиков, и, в очень незначительной степени, даже нынешних курильщиков от будущей катастрофы. Однако на каждом научном собрании исследователи благим матом кричат, что любая польза от бета-каротина ничтожно мала по сравнению с подавляющей силой сигарет, толкающей клетки к раку. Правильное питание — это практически бесполезная защита от канцерогенной катастрофы, связанной с заполнением легких дымом.

Употребление продуктов с высоким содержанием каротина может также помочь предотвратить другой типичный рак курильщика – рак гортани в критический период после отказа от курения. Дороти Маккеррас (фото) из Школы общественного здравоохранения Техасского университета в Хьюстоне говорит о своем исследовании, проведенном среди работников химических заводов: «Как только вы бросаете курить, каротин, похоже, может помочь гортани исцелиться, поэтому вероятность заболеть раком гортани снижается». Она обнаружила, что среди тех, кто бросил курить от двух до десяти лет назад, у тех, кто потреблял мало каротина, риск развития рака гортани был в пять с половиной раз выше, чем у тех, кто потреблял его много. Но бета-каротин защищал только бывших курильщиков; он не был достаточно силен, чтобы преодолеть канцерогенную мощь постоянной бомбардировки клеток гортани дымом. Интересно, что она не обнаружила никакой защиты от приема таблеток витамина А – ретинола.

Каков источник и какова природа силы этих каротиноидов, особенно бета-каротина? Как они действуют? Насколько хорошо они могут бороться с раком внутри клеток? Новые открытия и здесь преподносят сюрпризы, а также обещают ранее невиданные преимущества для здоровья. Первоначально предполагалось, что антагонистом рака бета-каротин становится благодаря его превращению в витамин А. Но все на самом деле сложнее и интереснее. Оказывается, бета-каротин, в отличие от обычного витамина А, является антиоксидантом. Это делает его подобным грузовику фирмы «Мак», выслеживающему и уничтожающему канцерогены. Бета-каротин способен гасить опасные молекулы кислорода, которые носятся по организму, вызывая разрушения. Другими словами, антиоксидантный эффект бета-каротина в защите клеток не зависит от его способности подобно хамелеону превращаться в витамин А.

Норман Крински

Этот вывод открывает шлюзы для все новых и новых возможностей. Тот факт, что бета-каротин является антиоксидантом, выводит его потенциальные фармакологические возможности даже за пределы защиты от рака и охватывает все физиологические перспективы, связанные с антиоксидантами. Новые захватывающие данные свидетельствуют о том, что бета-каротин обладает, по словам доктора Нормана Крински, известного специалиста по антиоксидантам и профессора биохимии и фармакологии в Медицинской школе Университета Тафтса, «широким иммунологическим действием». Исследователи обнаружили, что он стимулирует производство Т-лимфоцитов, жизненно важных клеток, защищающих от всех инфекций. Японские ученые отмечают, что бета-каротин помогает предотвратить рак как как вирусного, так и химического происхождения, «усиливая систему иммунного надзора» и делая ткани невосприимчивыми к раковым повреждениям. Как антиоксидант, бета-каротин предсказуемо защищает сердечно-сосудистую систему, действует как противовоспалительное средство и даже замедляет старение.

Более того, это означает, что его больше нельзя считать единственным или, возможно, даже самым мощным противораковым агентом в продуктах с высоким содержанием каротина, таких как морковь, шпинат, капуста и сладкий картофель. Ведь если активность витамина А не является основным маркером противораковой способности, то все остальные сотни каротиноидных пигментов в этих продуктах также могут найти место под солнцем. Действительно, оказывается, что почти все каротиноиды в продуктах питания являются антиоксидантами различной силы. Д-р Крински, например, протестировал растительный каротиноид кантаксантин, вовсе не обладающий активностью витамина A. Но в пробирках он также как  бета-каротин предотвращал превращение клеток в раковые, а у животных блокировал опухоли. Доктор Крински объясняет антиоксидантное действие каротиноида неизвестными химическими силами, не связанными с витамином А. Это означает, что у бета-каротина нет конкурентов в противораковой активности.

Некоторые эксперты сильно подозревают, что другие каротиноиды, а не бета-каротин, являются главными антагонистами рака в некоторых продуктах питания. По словам доктора Фредерика Хачика (фото) из Министерства сельского хозяйства США, анализ продуктов питания, которые наиболее часто связывают с понижением риска развития рака в эпидемиологических исследованиях – брокколи, брюссельской и кудрявой капусты (кейл) и шпината – показал, что в них концентрация других каротиноидов намного выше, чем бета-каротина. Только девятнадцать процентов от общего количества каротиноидов в шпинате и капусте составляют бета-каротин и аналогичный каротин типа витамина А. Для брокколи и брюссельской капусты этот показатель составляет всего десять процентов, а для обычной капусты – восемь процентов. Однако все эти противораковые овощи обладают исключительно высоким содержанием другого каротиноида, называемого лютеином. Доктор Хачик считает, что лютеин, а не бета-каротин, может быть основным каротиноидом, который делает эти продукты чемпионами по борьбе с раком.

И это действительно делает морковь странной и интересной. Это говорит о том, что защита продуктов с высоким содержанием каротиноидов, таких как морковь и шпинат, может исходить не от одного бета-каротинового заряда, а от сговора сотен пока ещё неизведанных антиоксидантных каротиноидов и других неизвестных веществ. Это то, что эксперт по раку из Британской Колумбии доктор Ханс Стич называет “эффектом коктейля”, который, по его мнению, недостаточно изучен. Природа не подстраивается под компании типа Eli Lilly, Hoffmann-LaRoche или Searle. Скорее всего, философски рассуждает он, продукты выделяют такой поток химиопрофилактики, с которым не сравнится ни один препарат. Смешивая бета-каротин и другие антиоксиданты, он ожидает кумулятивного эффекта – большего и менее токсичного, чем от одного только пищевого химиката. Этот эффект коктейля, по его словам, “является тем, что пища, вероятно, уже предоставляет нам”. И он напоминает: на данный момент мы не знаем на 100%, что бета-каротин или какой-либо другой специфический фактор моркови предотвращает рак. Мы знаем только, что употребление фруктов и овощей, по-видимому, предотвращает рак.

Таким образом, неуловимый “морковный фактор”, несмотря на нынешнее увлечение одной морковной сущностью, то есть бета-каротином, — это, скорее всего, вся морковка целиком, а также соцветия брокколи, брюссельская капуста, листья шпината и кудрявой капусты в кучу.

ЛУЧШИЕ ИСТОЧНИКИ ПРОТИВОРАКОВЫХ КАРОТИНОИДОВ

Абрикосы, особенно сушеные, содержанием массу бета-каротина

Брокколи

Брюссельская капуста

Капуста зеленая

Морковь известна своим высоким содержанием бета-каротина

Капуста кейл (содержит очень много каротиноидов)

Салат-латук

Шпинат

Сквош

Сладкий картофель

Помидоры

  • Правило: чем темнее зеленый цвет листового овоща и чем насыщеннее оранжевый цвет фрукта или овоща, тем богаче он каротиноидами.

Leave a Reply