Пищевая аптека. ВИНО, ЧАЙ И ЧУДЕСНЫЕ ФЕНОЛЫ

10

_________________________

Представьте себе класс природных препаратов, настолько монументальных, настолько широко представленных в продуктах питания, настолько биологически активных, что их потенциал в защите здоровья просто ослепителен. Ученые всего мира потрясены их способностью уничтожать вирусы и бактерии, блокировать раковые процессы и выполнять множество функций, укрепляющих сердечно-сосудистую систему. Эти элементы мало разрекламированы, однако они являются одним из приоритетных объектов исследования Национального института рака как природные противораковые соединения. Речь идёт о сильнодействующих полифенолах, включающих в себя соединения с вяжущим вкусом, называемые танинами, и их репутация как источника научного интереса растет. Возможно, они являются секретным оружием против различных заболеваний и при разумном употреблении могут значительно укрепить здоровье.

Борьба между вирусами и богатыми полифенолами фруктами привела к запоминающимся исследованиям, проведенным в Канаде. В 1970-х годах два государственных вирусолога заметили, что вирус, на который воздействовал экстракт клубники, парализовался и не мог выполнять свою обычную работу, то есть он не мог проникнуть через мембрану здоровой клетки, вставить свою ДНК в клеточное ядро и направить жизненно важный генетический механизм клетки на производство потока новых вирусов и последующее опустошения организма.

Подумав, что это имеет большое значение для борьбы с вирусными инфекциями при употреблении определенных продуктов питания, доктор Джек Коновальчук (слева), ныне пенсионер, и Джоан Спейрс (справа) из Бюро микробных опасностей управления питания Канады, приступили к тестированию нескольких фруктовых экстрактов против распространенных вирусов, вызывающих инфекции.

Они вырастили кучу вирусов в пластиковой посуде, а затем составили список фруктовых салатов для кормления вирусов: одна пинта черники, два фунта голубого винограда сорта Рибье, один гранат, около трёх литров свежей клубники, две двадцатикилограммовые упаковки несладкой замороженной клубники разных марок и от половины до одного фунта персиков, слив, диких яблок, лесной клюквы и малины.

Произведя серию химических очисток, канадские ученые получили несколько контейнеров разноцветных жидких фруктовых экстрактов, которые они затем добавили в различных количествах в пробирки с вирусами, томящихся в рассуждении чего бы покушать в культурах клеточных тканей.

Через двадцать четыре часа, полные надежд, учёные отправились осматривать фруктово-вирусную смесь; они были ошеломлены и взволнованы картиной поля битвы. Это явно было вирусное Ватерлоо. Лишь немногие выжили. Доктор Коновальчук предполагает, что фруктовые химикаты возвели вокруг вирусов своего рода биохимический барьер, который не позволил им прорваться через мембраны клеток в культурах тканей. Не имея возможности проникнуть в клетки, чтобы добраться до источника жизни, вирусы просто погибли в большом количестве.

Примечательно, что каждый фруктовый экстракт побеждал вирусы. Хотя более высокие концентрации фруктовых экстрактов были наиболее вирулентны, даже низкие дозы показали эффективность. Практически ни один из полиовирусов не выжил (их было менее одного процента) после того, как в течение двадцати четырех часов находился в пробирке с экстрактом черники, диких яблок, клюквы, винограда, сливы, граната, малины или клубники. Даже когда экстракт разбавляли десять к одному, практически все вирусы погибали. Наименее эффективными оказались персики: тем не менее, при разбавлении они нейтрализовали около восьмидесяти процентов полиовируса.

Исследователи пришли к выводу, что «противовирусные компоненты различных фруктов и растений могут действовать как на вирусы, так и на клетки хозяина для предотвращения инфекций».

Окрыленные неожиданными результатами, они продолжили тестировать яблоки, виноград, вино и девятнадцать коммерческих соков и напитков, взятых прямо с полок супермаркетов. Свежевыжатый яблочный сок, коммерческий виноградный сок, а также вино и чай оказались необычайно эффективными в борьбе с вирусами.

На протяжении всего исследования ученые пытались определить активные противовирусные вещества, содержащиеся во фруктах. Например, они были уверены, что активные соединения содержатся в кожице и мякоти яблок и винограда. Они протестировали чистые соединения аскорбиновой, хлорогеновой и галловой кислоты, ванилина и дубильной кислоты или танина (вещества, придающего чаю и вину вяжущий вкус) – всё это были фенолы. Дубильная кислота оказалась особенно сильным врагом вирусов. «Нет сомнений в том, что танины обволакивают вирусные частицы и нейтрализуют их», – объясняет доктор Коновальчук. – «Каким-то образом танин оказывается между вирусом и поверхностью клетки, поэтому вирус не может проникнуть в клетку. Таким образом, вирусы как бы отмирают».

Канадские исследователи были уверены, что основным антагонистом вирусов в виноградном соке являются полифенолы, включая танин, и подозревали, что это также относится к яблочному соку и чаю. На самом деле, они протестировали чистый виноградный танин, присланный из французского региона Бордо, и обнаружили, что он обладает противовирусным действием в отношении нескольких вирусов.

Бордо. Дело запахло вином. Именно так. В красных винах много танина. Хотя белые вина также оказались в некоторой степени противовирусными, красные были намного мощнее в этом смысле. Позже доктор Коновальчук проверил некоторые вина на содержание танина и обнаружил, что итальянские красные вина богаче танинами, чем канадские или французские. Он проанализировал виноград, из которого делают вина в Италии. Он даже обнаружил, что красное вино, увы, несёт даже больший противовирусный заряд, чем виноградный сок. «Что-то в вине делало его лучше; я так и не выяснил, что именно».

И тут вопрос стал превращаться в щекотливый.

Одно дело – говорить о том, что для здоровья нужно пить яблочный сок и чай; это как сосать материнское молоко, но вино! Хорошо ли это в политкорректном отношении – искать антиинфекционные средства в алкогольном напитке? И, потом, что это за мутная история с испытанием танинов на противодействие вирусу герпеса? Газеты с удовольствием об этом писали.

Доктор Коновальчук также был особенно заинтригован способностью танина бороться с вирусом герпеса, вызывающего высыпания на коже. Вирус герпеса, по его словам, очень чувствителен. Поэтому однажды, когда у него появилась простудная болячка, он нанес на нее немного сублимированного концентрата красного вина, использованного в исследовании (по его словам, липкий осадок, остающийся после испарения вина, также содержит концентрированные танины). «Боль мгновенно исчезла. Место поражения сморщилось, струп не появился. И на этом все закончилось”. Доктор Коновальчук считает, что винный экстракт смог проникнуть в поврежденную кожу болячки, добраться до вируса и вывести его из строя, как это произошло в пробирках. Работники лаборатории стали приходить к нему и просить винного экстракта для лечения своих простудных прыщиков. Так одно привело к другому.

Поскольку, по словам д-ра Коновальчука, вирусы одного семейства часто реагируют одинаково, он захотел проверить препарат на вирусе герпеса второго типа, который ассоциируется с генитальными высыпаниями. Он даже договорился с гинекологом о проведении небольшого исследования на добровольцах с герпесом, чтобы проверить, работает ли концентрированный танин при местном применении. Но оно так и не произошло. Виноград, так сказать «сгнил на лозе». Противоречивое исследование вызвало серьезные замешательства в правительственных кругах, и, по словам доктора Коновальчука, финансирование было урезано, а сам он вышел на пенсию, хотя до сих пор использует сублимированное красное вино для лечения простудных язв и время от времени задумывается о том, меньше подвержены вирусным инфекциям итальянцы, регулярно пьющих красное вино. Он считает, что это вполне вероятно.

Также представляется обоснованным, что многие фенольные вещества предотвращают развитие рака и в целом защищают ткани организма от всевозможных повреждений. Фенолы к тому же являются грозными антиоксидантами, убивающими разрушителей клеток – высокореактивные бескислородные радикалы. Таким образом, полифенолы, как и другие антиоксиданты, просто вообще полезны в отношении защиты клеток от ежедневных на них атак, которые приводят к ухудшению состояния организма и развитию многочисленных симптомов заболеваний. Потребление полифенолов представляет из себя нечто вроде внутреннего душа со струей химических веществ, укрепляющих здоровье.

Ученые особенно заинтересованы в противораковых свойствах фенолов, поскольку они представляют собой тройное действие. Потенциально они могут победить рак, по крайней мере, благодаря трём механизмам: они могут блокировать образование канцерогенов, активизировать естественную детоксикационную защиту организма и подавлять развитие рака.

Нет сомнений в том, что некоторые фенольные вещества, в изобилии присутствующие в обычных продуктах питания, особенно такие, как кофейная, эллаговая, феруловая и галлотановая кислоты, блокируют мутации или открытое развитие рака в культурах тканей и у животных. Доктор Ли Уоттенберг, первооткрыватель противораковых химических веществ капусты, также провел обширные испытания растительных фенолов и их антиоксидантных возможностей блокирования рака.

Например, он обнаружил, что если давать мышам кофейную или феруловую кислоту перед воздействием на них вызывающих рак агентов, то это снижает заболеваемость раком желудка на сорок процентов. Японские ученые в 1985 году объявили галлотановую кислоту, содержащуюся в зеленом чае, самым мощным природным антимутагеном, который они до сих пор испытывали. В изысканных экспериментах Майкла Варговича (фото) из Техасского университета и Гарольда Ньюмарка, ныне работающего в Рутгерском университете, результаты наблюдений показали гораздо меньшее разрушение нуклеиновой кислоты и ДНК в клетках толстой кишки мышей, которых кормили кофейной, феруловой и эллаговой кислотами до воздействия агентов, вызывающих рак. Таким образом, появилась теория, что растительные фенолы могут предотвращать рак, накачивая клетки блокирующими агентами, защищающими ДНК от повреждений и не дают им фактически быть захваченными канцерогенами.

Пищевые фенолы также могут действовать в своем антиоксидантном качестве, препятствуя образованию одного из самых мощных семейств канцерогенов, называемых нитрозаминами. Нитрозамины могут образовываться, когда нитрит или нитрат натрия, содержащийся в мясных солёностях или копчёностях типа колбас, вступает в химическую реакцию с вездесущими соединениями, называемыми аминами. В 1970-х годах правительство начало широкие поиски, подстегиваемые опасениями по поводу вызывающих рак нитрозаминов в беконе и других видах такого мяса, был предпринят поиск способа блокировки опасного превращения нитритов и аминов в нитрозамины. Несколько ученых, в том числе Ньюмарк, работавший тогда в компании Hoffmann-LaRoche, обнаружили, что витамины С и Е, антиоксиданты, именно это и делают, что привело к рутинному использованию витамина С при обработке мяса. Однако в то же время, совершенно случайно, группа Ньюмарка обнаружила, что два растительных фенола, кофейная и феруловая кислоты, также превосходно блокируют нитрозамины – фактически, гораздо лучше, чем что-либо другое, даже витамины С и Е.

Вслед за этим доктор Ханс Штих из Университета Британской Колумбии обнаружил, что не только чистые кофейная и феруловая кислоты, но и обычные напитки – чай и кофе, богатые полифенолами, – препятствуют появлению канцерогенных нитрозаминов в кишечном тракте как животных, так и людей. Более того, доктор Стич протестировал в лаборатории растворимый кофе, в том числе без кофеина, жареный кофе, один японский чай, один черный индийский чай и один китайский чай – и обнаружил, что все они блокируют процесс мутагенности, причём в тех дозах, в которых они обычно потребляются.

Доктор Штих убежден, что «значение фенолов как антиканцерогенных агентов недооценивается». Он отмечает, что хотя бета-каротин, (в изучении которого он также является выдающимся исследователем) занял центральное место в ряду природных противораковых средств, на самом деле овощи и фрукты содержат больше полифенолов, чем бета-каротина, а фрукты особенно содержат мало бета-каротина, но богаты фенолами различных типов. Он отмечает, что в яблоках содержится большое количество фенольных соединений, однако они никогда не были должным образом протестированы на противораковую активность. «А вот вино, чай и кофе богаты фенолами».

Значит, вино может быть противораковым?

“Может, особенно красное вино. А в пиве относительно много фенольных веществ, производных из хмеля”.

Особенно любопытный тип танина или фенола, сконцентрированный в чае, особенно в зеленом чае, называется «катехин». Доктор Штих считает, что этот чайный катехин может быть таким же мощным, как бета-каротин, в подавлении рака ротовой полости у тех, кто употребляет нюхательный табак и жует табак, что является серьезной проблемой в некоторых частях мира. Он извлек катехин из зеленого чая и поместил его в капсулы для тестирования в качестве профилактического средства у людей с высоким риском развития рака полости рта.

Во многих мировых исследованиях полифенолы, особенно чайный катехин, завоевывают внушительную репутацию защитников сердечно-сосудистой системы. Например, эксперименты показали, что эллаговая кислота может снижать кровяное давление у животных и контролировать кровотечения у животных и людей, очевидно, за счет активации свертываемости крови. Это неудивительно, ведь катехины чая буквально в сотнях экспериментов в России и Индии были названы укрепляющими стенки капилляров и замедляющими развитие атеросклероза. Катехины зеленого чая терапевтически использовались в Советском Союзе для лечения заболеваний, вызванных “капиллярной недостаточностью”. Испытания, проведенные советскими учеными на людях, показали, что зрелый чайный полифенол и половина дневной нормы витамина С увеличивают прочность капилляров в пять раз по сравнению с выборкой, лишенной полифенола и витамина С. Более того, согласно недавнему российскому отчету, «было показано, что чайные катехины превосходят все известные препараты, укрепляющие капилляры».

Сообщается также, что чайные настои обладают противовоспалительным действием. Зеленый чай оказался гораздо более действенным, чем черный индийский чай. Полифенолы зеленого чая также, согласно российским исследованиям, повышают устойчивость к инфекциям в опытах на животных и широко используются в Японии для борьбы с дизентерией.

В недавнем обзоре исследований чая и здоровья Михаила Бокучавы (фото) из Института биохимии имени А.Н. Баха Академии наук СССР подытожил результаты обширных исследований чая двумя российскими учеными, приписав терапевтический эффект в основном свойствам катехинов, содержащихся в напитке: «Было установлено, что употребление заварки зеленого чая оказывает терапевтическое действие при инфекционных заболеваниях, в частности дизентерии. Применение зеленого чая для лечения гипертонии снижало артериальное давление, облегчало головные боли, улучшало общее самочувствие пациентов. Он благотворно влиял на сердечно-сосудистую систему, жидкостно-электролитный баланс, кроветворение и функцию почек … при этом не было ни одного случая местного застоя крови из-за тромбоза несмотря на то, что не использовались антикоагулянты. … Включение зеленого чая в комбинированную противоревматическую терапию в активной стадии ревматизма выявило его благоприятное влияние на общее состояние и субъективные ощущения пациентов, а также на их капиллярную резистентность … и воспалительные процессы. Они также использовали этот чай в качестве лечебного метода при хроническом гепатите, преимущественно вирусного происхождения, и сообщили о его благоприятном воздействии. . . . Исследователи пришли к выводу, что зелёный чай следует использовать в качестве профилактического средства для предотвращения таких распространенных заболеваний, как гипертония и атеросклероз. Неудивительно, что доктор Бокучава заметил: “Чайный напиток часто называют эликсиром жизни”.

Как отмечает доктор Штих: «Фенолы пока не получили того внимания, которого заслуживают».

ГДЕ НАЙТИ ЗАЩИТНЫЕ ПОЛИФЕНОЛЫ

Поскольку существует очень много видов разных фенолов (около 200), и каждый из них может иметь различные физиологические эффекты, трудно точно определить, какие продукты могут иметь  наибольшую лечебную ценность, а тщательного анализа содержания полифенолов в продуктах питания никогда не проводилось. Однако выборочные проверки показали, что яблоки, сухие побеги чая, картофель и заваренный кофе чрезвычайно богаты хлорогеновой кислотой, которая, как подтверждено, обладает противораковыми свойствами. Виноград, некоторые орехи и клубника содержат высокие концентрации эллаговой кислоты, мощного ингибитора мутагенеза. Вино, особенно красное, отличается удивительно высоким содержанием галловой кислоты. (Красное вино также содержит химические вещества, которые могут способствовать мутации клеток в лабораторных пробирках). Пшеничные отруби и семена ячменя содержат большое количество феруловой кислоты, еще одного лабораторно доказанного противоракового соединения. Сливы, вишни, яблоки, груши и виноград содержат большое количество коричной кислоты – еще одного фенола, обладающего биологической активностью.

Чай представляет из себя замечательный пакет фенолов, известных как катехин, причем зеленый чай более чем в два раза мощнее черного. Зеленый чай содержит от восьмидесяти до 170 миллиграммов катехина на грамм сухого чая по сравнению с 30-70 миллиграммами в черном чае. Чем дольше заваривается чай, тем больше в нем катехина. Чай быстрого приготовления также богат катехином, причем, согласно одному анализу, его концентрация в зеленом чае в три раза выше, чем в чёрном.

Leave a Reply