История фотографии от первых дагерротипов до цифровых камер. Глава четвертая.

Стерео камеры и мультипликационные фотоаппараты

Английский врач сэр Чарльз Уитстоун (1802-75) описал в 1832 году как зрительный аппарат человека воспринимает стереоскопическое изображение. К началу 1860х годов стереокамеры с двумя объективами стали обычным явлением. Дизайн такого аппарата продиктован особенностями функционирования зрения человека. Подобно его глазам, объективы располагались на расстоянии 2 1/2 дюйма друг от друга. Это позволяло создать бинокулярный зрительский эффект с возможностью воспринимать глубину. Существовали и стереокамеры с одним объективом, снимавшие два кадра с передвижением камеры фотографом по направляющему рельсу по горизонтали на расстояние, соответствующее промежутку между “глазами”.

Стереокамеры (из студии М.Б. Брэди). Ок. 1864.

Джон Сток и Ко делали двухкорпусные стереокамеры в Нью-Йорке в 1860е годы.

Эта камера со складным ложем с портретными объективами Петцваль делала парные стереоскопические изображения 4 1/2 х 4 1/2 дюйма на мокрой пластине 4 1/2 х 8 1/2 дюйма. После печати изображения разделялись, обрезались до размера 3 на 3 дюйма, а потом соединялись снова и монтировались на картах размером 3 1/2 на 6 3/4 дюйма. Этот аппарат был найден в Оберне, шт. Нью-Йорк. Стереокамеры делали размещавшиеся бок о бок фотографии (называемые стереопарами), создавая в мозгу смотрящего эффект обмана. Когда кто-то смотрел в стереоскоп, изображения сливались, а мозг не видел в этом ничего плохого и люди даже падали со стульев, созерцая такой эффект. Но всякая фотографическая новизна подвержена эффекту “дешевого ботинка”: по мере привыкания сюрприз пропадал.

Стереокамера с откидным задником. Ок. 1860.

Продукция неизвестного французского изготовителя на мокрых пластинах с парой объективов Дерожи типа Петцваль, позволяющими применять диафрагму Уотерхаус. Камера была со складываюшимся ложем и фокусировочным мехом и внутренней перегородкой для поддержки негативов 5 х 8 дюймов. Такой размер был стандартом стереофотографии 19 века. Отпечаток обрезался до размера 3 на 3 дюйма и монтировался на стереокарты размером 3 1/2 на 6 3/4 дюйма.

Стереокамера на мокрых пластинах со сферическими объективами. 1860 гг.

Неизвестный изготовитель. США.

Вероятнее всего такие аппараты производила в начале 1860х гг. одна из Нью-Йоркских компаний. Аппарат с фиксированным ложем и двойным корпусом был снабжён парой сферических объективов Гаррисона и Шницера. Они представляли собой одни из первых широкоугольных объективов. Затвором служила поднимавшаяся вверх на петлях планка. Изображения делались на 5 1/4 х 8 1/4-дюймовые пластины. Отпечатки разделялись, обрезались до размера 3 на 3 дюйма, а потом соединялись снова и монтировались на картах размером 3 1/2 на 6 3/4 дюйма.

Карлтон Уоткинс (1829-1916) вид с верха водопада в парке Йосемити. Коллодиевый позитив (стеклянная стереография)

Стереоскопы, которые можно было держать в руках, стали очень популярными. Глаза приставлялись к прибору, и, подобно шорам для лошадей, ваш взгляд полностью отсекался от побочного видения. Стереокарточка представляла собой нечто вроде почтовой открытки с двумя на первый взгляд идентичными фотографиями, расположенными рядом. Но небольшой сдвиг в перспективе, создававшийся разделением в 2 1/2 дюйма между объективами создавал ошеломительный эффект.

Захватывающий вид на Маттергорн, снятый с края утёса рисовал в мозгу зрителя картину, будто бы он стоит на самой вершине горного пика. Спрос на стереоскопы резко вырос во всём мире. Сотни тысяч стереографий с изображениями ландшафтов, экзотических краёв, мировых достопримечательностей и портретов знаменитостей печатались и мгновенно раскупались. В начале 1920х годов на короткое время приобрели популярность трёхмерные кинофильмы под названием анаглифы.

По истечении 19 века камеры и фотографии продолжади усовершенствоваться. Развитие шло по двум направлениям – улучшения фотографического процесса и камеры, что привело к значительному снижению цен на фотографии.

Ренессанс стереофотографии

В 1938 году изобретатель Уильям Грубер понял, что новая фотоплёнка Кодакхром может быть использована для производства семи стерео пар, которые можно разместить на круглых дисках и смотреть через недорогой стереоскоп. Через год был представлен Вьюмастер, продающийся до сих пор в качестве детской игрушки. Возрождение стерео совпало с первыми шагами телевидения в 1940е и 1950е годы, и Вьюмастер с его картонными колёсиками, содержащими 14мм слайды стал любимой игрушкой и взрослых тоже.

В 1982 году уникальная 250-долларовая камера Нимсло позволила соединить четыре половинки 35мм кадра для создания лентикулярных (от лат. “чечевица”) отпечатков, создающих стерео иллюзию. В 1985 году Полароид объявил о внедрении услуги, которая позволила бы клиентам создавать свои голограммы, хотя дальше объявления дело не продвинулось.

Следует отметить, что в 1985 году немецкий метеоролог Дитер Лоренц опубликовал статью под названием “Стерео изображение в науке и технологии” с изложением истории стереографии с десятком цветных стерео иллюстраций, которые можно было просматривать сквозь прилагавшиеся к брошюре очки с красной и голубой линзами. Это было одновременной демострацией замечательных возможностей процесса и его границ. Сейчас стереографические изображения главным образом присутствуют на кредитных карточках.

Стереоскопическая камера Телефот Вега. 1906 г. Женева, Швейцария.

Этот аппарат, изготовленный швейцарской фирмой Véga S.A., напоминает винтажный радиоприёмник с часами производства 1950х годов. Использование двух зеркал в каждом объективе позволило не только сократить фокусное расстояние в 22 дюйма и тем самым уменьшить габариты камеры, но и пересечь проецируемые изображения так, что левый объектив делал изображение справа и наоборот. Таким образом картинки оказывались сразу в нужном положении и не требовалось их инвертировать. Каждый объектив наводился на фокус отдельно, а держатель пластины выдвигался на три дюйма вперед, что позволило сделать камеру ещё компактнее. Предназначенная для съемки длиннофокусных изображенрий, камера имела разнесенные примерно на 10 дюймов друг от друга линзы, что превышало почти в три раза “нормальное” расстояние между объективами. Это создавало более внушительный стерео эффект.

Вераскоп. Жюль Ришар. Париж. Ок. 1908

Стереография стала очень популярной с изобретением и внедрением миниатюрных аппаратов с кассетной рулонной плёнкой. Компактные камеры парижанина Жюля Ришара представляли собой надёжные и долговечные фотоаппараты, полностью изготовленные из меди и с большим уклоном в функциональность, нежели в стиль. В этой модели 1908 года под индексом 6а принименялись стеклянные пластины 45 х 107 мм и она могла быть снабжена также рулоном плёнки, как показано на иллюстрации. Весь узел объектив/затвор, состоявший из затворов Chromonos с шестью скоростями, расположенный за парой линз Цейсс Тессар 55мм f/6.3 мог сдвигаться вверх для коррекции перспективы. Зеркальный видоискатель, находящийся между объективами также сдвигался вверх для верного поиска поля съёмки. Пузырьковый уровень на камере был важным дополнением, позволяющим выравнивать стереопары. Новый Вераскоп 6а стоил 232 доллара и держатель рулона плёнки обходился в дополнительные 52 доллара.

Стереокамера Homéos

Жюль Ришар уже отмечался за свою линию стереокамер Вераскоп, первые из которых появились в 1890е годы. Аппарат “Омеос” был добавлен в его каталог в 1914 году и был первой камерой, использовавшей перфорированную 35-миллиметровую киноплёнку взамен пластин и и широких рулонов плёнки. Полностью использовав узость формата плёнки, конструкторы произвели очень компактный аппарат. Объективами были либо Оптис, либо Краусс 28мм f/4.5 и стерео пары имели размер 19 х 24 мм. Складной видоискатель Ньютон и пузырьковый уровень на камере помогал при компонировании сцены. Похожий видоискатель на левой стороне аппарата, сдвигавшийся и закрывавший один объектив для монокадра был предназначен для съёмки фотографий горизонтального формата при вертикальной ориентации камеры.

Камера Deckrullo Stereo Tropical. Ок. 1921

Изготовитель: Contessa-Netel AG, Штутгарт, Германия.

Камера выпускалась с 1921 по 1925 год недавно созданной штутгартской компанией, слившейся в 1926 году с другими фирмами (Ernemann, Goerz, Ica) образовавшими предприятие Zeiss. Эта изящная стерео камера с корпусом из тикового дерева с кожаным фокусировочным мехом имела скоростной затвор со скоростью до 1/2800 секунды и выпускалась в нескольких размерах. Модель 332, изображённая на иллюстрации, снимала на пластигы 10 х 15 см и имела два объектива Карл Цейсс Иена f/4,5. Гениальной особенностью фотоаппрата была способность переходить от стерео изображения к панорамному. Одна из линз крепилась на переворачивающейся панели и, путём небольшого сдвига от стандарта её можно было приспособить для экспонирования панорамы. Цена камеры в первое время составляла 268 долларов.

Heidoscop (6 х 13 см). Ок. 1925 г.

Изготовитель: Franke & Heidecke. Брауншвейг. Германия.

Стереофотография входила в моду и выходила из неё несколько раз со времени её изобретения в 1840е годы. Фирма “Франке и Хайдеке” начала вести бизнес в 1920е годы, надеясь выгодно использовать растущую популярность трёхмерных изображений. Их первая продукция сильно напоминала дизайн 1913 года камер Фольхтлэндер в том, что зеркальный видоискатель с собственными линзами размещался между объективами. “Хейдоскоп” был снабжён двумя объективами Тессар фирмы Карл Цейсс Иена 7,5 см f/4.5, фокусировавшимися по центральной линзе. Базовое стекло поверх чёрного, покрытого кожей корпуса было одного размера с изображениями на стеклянных пластинах 6 х 13 см. Катушечные плёнки быстро брали верх в популярности по сравнению со стеклянными пластинами, поэтому “Франке и Хайдеке” сконструировала выдвижной держатель для плёнки. Более поздние версии аппарата выпускались исключительно под плёнку и камера выходила под названием Роллейдескоп (Rolleidescop). Зеркальный видоискатель и формат 6 х 6 см позже использовался в монокамерах, которые подняли “Франке и Хайдеке” на вершину мировой популярности. Эта камера называлась “Роллейфлекс”.

Стерео камера Kirk. Ок. 1942 г.

Изготовитель: Kirk Plastic Company. Лос Анджелес. Калифорния. Выполнена в стиле “деко” из пластмассы под пластик под названием “Пластоникс”. Снабжена двойным объективом с “двойным синхро-затвором” и видоискателем прямого видения с дополнительным вариантом видоискателя на батарейке. В ней использовалась как ч/б, так и цветная плёнка номер 828 в рулоне. Камера снимала на парные слайды 26 х 28 мм. В 1942 году аппарат с видоискателем стоил 29 долларов 75 центов.

Камера Stereo Realist Модель ST41. Ок. 1950

Выпускалась фирмой Дэвида Уайта начиная с 1950 года, когда 35мм стерео фотография пользовалась бешеной популярностью. Она начала спадать лишь к середине 1950 х годов.

Аппарат был высокого качества и привлекательным внешне при умеренной его стоимости. Будучи снабжён качественными свободными от параллакс-эффекта объективами и дальномерной фокусировкой, он наводился на резкость передвижением фокальной плоскости, что обеспечивало совершенное выравнивание линз. Камера стоила 162 доллара 50 центов и до сих пор считается вершиной плёночной стерео фотографии среди любителей.

Кодак Стерео (35 мм). Ок. 1954

Изготовитель – Истман Кодак Компани, Рочестер, шт. Нью-Йорк.

Она не была первой камерой, снимавшей на плёнку в 35мм, но её коммерциализация ознаменовала возрождение стереоскопии и увлечение трёхмерными изображениями благодаря голливудским фильмам 1950х и продукции типа Сойер Вью Мастер (Sawyer View-Master). Вновь вспыхнувший интерес наложился на доступность материалов и сделал стереографию весьма популярной. В камеру был встроен спиртовой уровень, наблюдаемый в видоискателе, что обеспечивало должный стерео эффект.

Kodak Stereo Viewer представлял собой надежный стереоскоп в стиле “деко”, изготовленный из бакелита, питавшийся как от батареек, так и от сети. Он был снабжен межокулярной настройкой, фокусировкой и контролем яркости.

Аппарат Stereo Mikroma II. Ок. 1961 г.

Изготовитель – Меопта, Прага, Чехословакия. Аппарат был улучшенной добавлением автоматического взвода затвора моделью первой стерео Микромы. Обе модели явились ступенью в развитии субминиатюрной 16 мм камеры Микрома, использовавшей перфорированную плёнку указанной ширины. Стерео версии давали пары размером 13 х 12 см на рулонной плёнке. Корпус камеры делался в чёрном, коричневом и зеленом исполнении и к камере прилагались различные аксессуары типа готовых кассет, стереоскопа, резаков плёнки и насадок для съёмки с близкого расстояния. Производителем была изначально фирма “Оптикотекна”, переименованная в Меопту после Второй Мировой войны. Эта фирма до сих пор поставляет оптическое оборудование по всему миру.

Из негатива в позитив и камеры для визитных карточек.

Изготовитель камеры неизвестнен. Аппарат принадлежал А. Дисдери, запантетовавшему метод “визитных карточек” (3 1/2 на 2 1/2 дюйма). Камера двухкорпусная с повторным наложением (repeating back), позволявшая сдвигать пластины в сторону, что удваивало число изображений на платине.

Вскоре после того, как Фредерик Скотт Арчер изобрёл мокро-пластинчатый процесс производства негативов, он показал и способ изготовления позитивных изображений. Результатом явился амбротип, от греческого ambrotos, что значит “нетленный”. Амбротип был недопроявленным негативом, размещавшимся в дешёвую рамку поверх черной ткани. Чёрный фон обращал негативное изображение, придавая негативу вид фотографии приемлемого качества.

Появление камер для визитных карточек, явившихся новацией в дизайне фотоаппаратов, также привело к снижению стоимости фотографий, позволив делать несколько фото на одной пластине либо сразу, либо поэтапно. Запатентованная в 1854 году парижским фотографом Андре Адольфом Эженом Дисдери (1819-89) она была снабжена четырьмя портретными объективами Петцваль и делала на мокрой пластине 8 карточек.

Снимок герцога De Coimbra (ок. 1860), выполненный Андре Адольфом Эженом Дисдери. Альбуминовый отпечаток. Неразрезанный лист “визитных карточек”.

Мультипликационная камера Уинга. Ок. 1862 г.

Изготовитель – Саймон Уинг, Бостон. Массачусетс.

В начале 1860х гг. бостонец Саймон Уинг (1826-1910) ввёл в оборот несколько мультипликационных камер, которые, как подсказывает определение, позволяло делать всё большее число изображений на одной пластине. Это достигалось перемещением либо объектива, либо задника камеры с тем, чтобы экспонировались различные участки пластины. Такие камеры использовались для производства тинтайпов (ферротипов), коллодиевых изображений на тонкой металлической пластине. Уинг понял перспективность своего тинтайпного аппарата и в 1863 году запатентовал процесс ферротипии, разработаный как вариант мокрого коллодионного процесса. Он позволил получать готовое позитивное изображение без промежуточного негатива и фотопечати.

Первые ферротипы изготавливались в стационарных фотоателье, но постепенно их основное производство перешло в руки странствующих фотографов, работавших на пляжах, ярмарках и рынках.

Процесс был мало распространён в Европе, но пользовался большой популярностью в США и к концу Гражданской войны эта технология стала там самым распространённым фотопроцессом.

Камера, представленная на иллюстрации могла снабжаться как моно-объективом, так и набором четрёх линз.

В зависимости от объектива и задней стенки на пластину размером 4 х 5 дюймов снимался либо один кадр, либо 72 картинки.

Чем ниже была цена портрета, тем лучше шёл бизнес. Визитные карточки наводнили Европу в 1850е годы. Их популярность выросла, когда Дисдери сфотографировал Наполеона Третьего. Индустрия расцвела во время Гражданской войны, когда бойцы хотели заполучить недорогие портреты своих близких или отправить им свои.

Используя для фокусировки раздвижной двойной корпус, камера Дисдери была снабжена возможностью повторного наложения. Пластина была почти в два раза больше размера прямоугольника за четырьмя объективами. Когда фотограф заполнял снимками половину пластины, он просто сдвигал её так, что неэкспонированная часть оказывалась за линзами.

Поскольку четыре объектива могли быть открытыми или закрытыми во время съёмки, фотограф, соответственно, мог их открыть и получить четыре портрета за один раз. Он мог получить и восемь, если модель продолжала неподвижно позировать для следующих четырёх кадров после того, как фотограф сдвинул пластину. Он также мог попеременно открывать и закрывать объективы, получая разную позу для каждого объектива.

Интересным побочным эффектом применения светосильных объективов Петцваля для съёмки кадров меньшего формата явилось уменьшение времени экспозиции. Это способствовало большей свободе съёмок. Модель всё ещё должна была оставаться неподвижной, пока диафрагма была открытой. Но процедура съёмки стала всё-таки менее формальной и люди стали вести себя раскрепощённее, трогая край шляпы, опираясь на трость или придавая глазам блеск.

Карточка на металле за минуты

Мультипликационная камера New Gem. Ок. 1882.

Саймон Уинг спроектировал камеру Нью Джем для производства 15 изображений размером 1 х 1 1/2 дюйм на одной пластине 5 х 7 дюймов. Аппарат позволял это делать благодаря передвижному креплению перископных линз объектива Darlot 120 мм f/6. Это крепление фиксировалось в одном из трёх вертикальных положений на медной пластине, которая сама могла сдвигаться вбок и устанавливаться по одной из пяти разметок. Перехлёстывающиеся сдвижные панели двигались по плоскости объективов и не давали проникнуть свету. Прямоугольная деревянная трубка, перемещавшаяся вместе с объективами и выдвигавшаяся почти до касания с панелью, делала края кадра чёткими.

Видоискатель был смонтирован на медном стержне и соединен с передвижной панелью таким образом, что всегда был вровень с объективами. Затвор был закреплен перед линзами и срабатывал от нажатия резиновой груши на конце резиновой трубки. После проявки панель отрезалась для изготовления карточек размером с почтовую марку. В родном городе Уингса, Чарльзтауне, такая камера стоила 6 долларов 50 центов.

Другим способом снижения затрат при съёмке нескольких кадров на пластину было использование мультипликационной (повторяющей) камеры Уинга. В начале 1860х годов бостонец Саймон Уинг изготовил несколько камер, делавших множественные изображения на одной пластине, двигая её саму, либо объектив. Такая камера применялась как с моно объективом, так и с набором четырёх линз, и на одну пластину в 4 х 5 дюймов можно было поместить до 72 кадров.

Мокрый процесс позволял снимать на множество поверхностей, одним из которых была сталь. Ферротипы, больше известные как тинтайпы, были недорогими и рынок распространился на людей, которые иначе не могли бы позволить себе заказ портрета. Бродячие фотографы снимали недорогие карточки на курортах, ярмарках, в парках аттракционов, выдавая готовую продукцию в течение нескольких минут. Поскольку чёрный фон делал их карточки позитивами, то их можно считать мгновенными фотографиями. В 1863 году Уинг запатентовал рамки для крепления фотографий в фотоальбомах.

Неизвестный фотограф. Альбом портретов, снятых камерой Джем на тинтайпы, принадлежавший Эмме Грисуолд из Лексингтона, Массачусетс. 24 февраля 1866 г.

Камера Royal Mail Stamp. Ок. 1907 года.

Изготовитель – У. Батчер и сыновья. Лондон.

Этот аппарат представлял из себя ещё одну разновидность мультипликационной камеры. В отличие от камер со сдвижными объективами, такой аппарат с фиксированным фокусом экспонировал все изображения одновременно. Он обычно предназначался для съёмок визитных карточек или кабинетных портретов. На этой камере мы видим 15 объективов, делавших 15 снимков размером с почтовую марку, то есть 3/4 х 7/8 дюйма каждый на пластину в 3 1/4 на 4 1/4 дюйма. Передняя панель снималась, позволяя крепить три объектива, делавшие либо три, либо шесть кадров.

Камера Gem Apparatus. Ок. 1880 г.

Пролизводитель Дж. Ланкастер и сын. Бирмингем, Англия.

Фотоаппарат делал двенадцать идентичных фотографий размера “джем (анл. “драгоценный камень”, то есть меньше одного квадратного дюйма) за одно экспонирование. Маленькие недорогие карточки на ферротипах были очень популярны в 1880х и 1890х годах. Объектив фокусировался на базовое стекло в одно и то же время, а внутренняя перегородка разделяла изображения. Отверстие в сдвижной передней панели служило затвором, а выдержка делалась вручную. На задней панели размещались широкие пластины, позволявшие делать несколько групп изображений на одну пластину. Стоила камера 5 фунтов стерлингов.

В следующем разделе – складная камера Надара.

Leave a Reply