Канада проводит эвтаназию 10 000 своих граждан в год – и некоторые из ужасных историй о ее ультра-пуританской политике приведут вас в ужас… Специальный репортаж ТОМА ЛЕОНАРДА
Уинстон Черчилль когда-то сказал в адрес США, что их протяженная северная граница “охраняется только соседским уважением и почетными обязательствами”. И поколения американских лидеров, как правило, соглашались с этим – не о чем беспокоиться из-за солидной и знаменитой своей бесконфликтностью Канады.
До недавних пор.
Тот, кто когда-либо думал, что сострадательным ответом на крайние человеческие страдания является общество, которое помогает людям навсегда избавиться от боли, возможно, захочет взглянуть на некоторые из ужасных историй, появившихся в Канаде в последнее время.
Для ясности, законы об эвтаназии в США совсем не похожи на законы их северного соседа. Но американское одобрение этой практики росло на протяжении десятилетий, несмотря на предупреждения о том, что легализованное самоубийство – это скользкая дорожка к катастрофическому уничижению человеческой жизни.
Канада, страна, которая гордится своей открытостью и толерантностью, имеет самые мягкие правила эвтаназии в мире – и результаты оказались откровенно ужасающими.
В прошлом году более 10 000 человек в Канаде – поразительно, но это более трех процентов всех смертей в стране – покончили с жизнью с помощью эвтаназии, что на треть больше, чем в предыдущем году. И этот показатель, вероятно, будет расти: в следующем году Канада собирается разрешить людям умирать исключительно по причинам психического здоровья.
Только на прошлой неделе появилась потрясающая история о том, как ветерану канадской армии и паралимпийцу Кристине Готье предложили необычную альтернативу. Умереть после пяти лет изнурительной борьбы за лестничный подъемник для ее дома.
В 2019 году канадский чиновник сказал ей, что если ее жизнь настолько трудна и она настолько “отчаялась”, правительство поможет ей покончить с собой. “У меня есть письмо, в котором говорится, что если вы в таком уж отчаянии, мадам, мы можем предложить вам MAiD, медицинскую помощь при смерти”, – свидетельствовала прикованная к инвалидной коляске бывший армейский капрал канадским парламентариям.

(На фото вверху) Готье на Играх Invictus 2016 года, где она взяла золото в гребле в закрытых помещениях и пауэрлифтинге в тяжелом весе.
Г-жа Готье, которая получила травму спины в результате несчастного случая на тренировке в 1989 году, выступала за Канаду на Паралимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро и на Играх Invictus в том же году.
Несмотря на то, что она прикована к инвалидному креслу из-за заболевания опорно-двигательного аппарата, которое поражает ноги, спину и бедра, она является обладательницей золотой медали по параканоэ и серебряной медали в составе женской сборной Канады по хоккею на санях.
Она очень далека от представления большинства людей о безнадежном случае, и все же Департамент по делам ветеранов ее правительства без колебаний предложил ей покончить с жизнью, если борьба за получение подъёмника окажется для нее слишком тяжелой.
Г-жа Готье сказала, что недавно она выразила свои опасения по этому поводу в письменном виде премьер-министру Канады Джастину Трюдо. Г-н Трюдо назвал произошедшее с ней “абсолютно неприемлемым”, хотя его правительство признало, что ее случай не уникален.
Около пяти случаев, когда военным ветеранам предлагали помощь в эвтаназии, были переданы в канадскую полицию, и официальные лица призвали других людей, получивших подобное обращение, рассказать об этом.
Министр по делам ветеранов Лоуренс Маколей попытался свалить вину на одну-единственную женщину-чиновника, но даже если это и так, она вряд ли придумала всё сама, предложив фатальное решение, которое, по мнению экспертов, становится слишком распространенным в Канаде.
Алан Николс, например, был 61-летним жителем Британской Колумбии с историей депрессии и другими медицинскими проблемами – хотя ни одна из них не угрожала жизни. Он был госпитализирован в 2019 году из-за опасений, что может покончить жизнь самоубийством.
Хотя он попросил своего брата Гэри “вытащить его” как можно скорее, уже через месяц после госпитализации он подал заявление на эвтаназию. В качестве причины он указал только одно состояние здоровья – потерю слуха, но этого оказалось достаточно, чтобы удовлетворить его смотрителей, и он был умерщвлен. Алан был фактически предан смерти”, – сказал его брат Гэри.
Эрин Смит рассказала, что ее 71-летний отец, Род МакНилл, попал в больницу Онтарио после падения. Через месяц его подвергли эвтаназии. Она говорит, что ответственные врачи даже не получили его медицинскую карту от его собственного врача. По ее словам, его убили из-за заболевания – хронической обструктивной болезни легких в последней стадии, – которого, как показало вскрытие, у него не было.
Шейла Элсон, мать 25-летней женщины с церебральным параличом, сказала, что врач больницы в Ньюфаундленде фактически сказал ей, что она будет “эгоисткой”, если не рассмотрит вариант эвтаназии.
Роджер Фоли, пациент с дегенеративным заболеванием головного мозга, тайно записал, как персонал его больницы в Лондоне, Онтарио, упоминал об эвтаназии.
На одной из записей директор больницы по этике сказал г-ну Фоули, что содержание его в больнице будет стоить “более 1500 долларов в день”, добавив: “Я хотел поговорить с вами, (чтобы узнать), есть ли у вас интерес к ассистированной смерти”.
Мистер Фоули сказал, что никогда ранее не упоминал об эвтаназии, но в больнице заявили, что нет запрета на то, чтобы персонал поднимал этот вопрос.

Алан Николс (слева) указал в качестве причины только одно состояние здоровья – потерю слуха, но этого оказалось достаточно, чтобы удовлетворить опекунов, и он был убит. “Алана фактически предали смерти”, – говорит его брат Гэри (справа).

В прошлом году более 10 000 человек в Канаде – поразительно, но это более трех процентов всех смертей в стране – закончили свою жизнь с помощью эвтаназии, что на треть больше, чем в предыдущем году.
Эти ужасающие данные были получены в ходе расследования Associated Press, и почти каждая вторая неделя приносит новые споры вокруг канадской политики права на смерть и новые доказательства того, что практика, которая когда-то была предназначена как последнее решение только для неизлечимых болезней, опасно выходит из-под контроля.
В Америке давно прошли те времена, когда американский патологоанатом доктор Джек Кеворкян и пионер эвтаназии отсидел восемь лет в тюрьме в 1990-х и 2000-х годах после того, как его помощь десяткам смертельно больных людей, направленная на прерывание жизни, была расценена как убийство второй степени.
Кеворкян, казалось, наслаждался общественным вниманием и считал себя защитником ассистированного самоубийства. Он позволил своей первой пациентке, школьной учительнице из Орегона Джанет Адкинс, покончить с жизнью в кузове ржавеющего фургона Volkswagen. Это было в 1990 году.
С тех пор 10 штатов и округ Колумбия приняли решение разрешить самоубийство с помощью врача. Среди них Калифорния, Колорадо, Нью-Джерси, Гавайи, Мэн, Орегон, Вермонт, Вашингтон, Нью-Мексико и Монтана.
Общественное мнение также изменилось в сторону более приемлемого отношения к этой практике.
В 1950 году 37% американцев поддерживали эвтаназию. К 1996 году, когда Кеворкян попал в заголовки газет, общественная поддержка достигла 75% и остается на этом уровне по сей день.
Некоторые штаты, одобрившие эту практику, впоследствии приняли дополнительные законы, еще более облегчающие прекращение жизни.
В Орегоне пациентам больше не нужно быть жителями штата, хотя им по-прежнему должно быть 18 лет и должно остаться жить не более шести месяцев. Как правило, они должны сделать не менее трех устных и письменных запросов о смерти с помощью врача.
В Калифорнии, после того как правозащитники пожаловались на то, что некоторые пациенты были слишком слабы или дезориентированы, чтобы подписать окончательное заявление о желании умереть, губернатор Гэвин Ньюсом подписал закон, отменяющий это требование.
Вермонт исключил из своего закона требование о том, что осмотр пациента врачом должен проводиться лично.
Группа штата Нью-Йорк, поддерживающая законопроект “О медицинской помощи при смерти”, добивается рассмотрения своего законопроекта на следующей законодательной сессии – у законопроекта 72 спонсора.
Врачи и другие эксперты в области здравоохранения заявили, что им очень не нравится сама идея предлагать смерть в качестве лекарства от чего угодно, но особенно от заболеваний или даже ситуаций (как проблема г-жи Готье с подъемником для лестницы), которые очень далеки от терминальных или разрушающих жизнь.
Они отмечают, что предложение самоубийства, как это, по сообщениям, делают некоторые, а также помощь в его совершении, нарушает клятву Гиппократа врачей, поскольку главная цель медицины – продлить жизнь, а не сократить ее.
Доктор Трудо Лемменс, профессор медицинского права и политики Университета Торонто, сказал, что канадская система может создать “обязательство по внедрению [самоубийства] как части “лечения психического здоровья”.
Он добавил: “Представьте себе, что это применяется в контексте психического здоровья. У вас есть человек, страдающий тяжелой депрессией, обращающийся за помощью к терапевту, и ему предлагают умереть”, – продолжил он. Как легко, по его словам, было бы убедить пациентов, которые не в своем уме, что самоубийство – это хороший выход”.
Канада также рассматривает возможность распространения эвтаназии на “зрелых” несовершеннолетних – детей до 18 лет, которые отвечают тем же требованиям, что и взрослые.
Врачи и правозащитники говорят, что канадские законы об эвтаназии особенно опасны для инвалидов, которые в результате “обесцениваются”.

Канада намерена разрешить людям умирать по причинам психического здоровья. (Диаграмма выше) Начиная с марта 2023 года, право на самоубийство с медицинской помощью в Канаде будет распространяться на людей, не страдающих физическими заболеваниями.

В Калифорнии, после того как защитники пожаловались, что некоторые пациенты были слишком слабы или дезориентированы, чтобы подписать окончательное заявление о желании умереть, губернатор Гэвин Ньюсом (фото) подписал закон, отменяющий это требование.
Есть свидетельства того, что некоторые инвалиды успешно просят о смерти только потому, что не могут оплатить медицинские счета.
Профессор Тим Стентон, директор Канадского института инклюзии и гражданственности при Университете Британской Колумбии, назвал канадский закон “вероятно, самой большой экзистенциальной угрозой для инвалидов со времен программы нацистов в Германии в 1930-х годах”.
Сравнение с нацистами – это, конечно, последнее, что Джастин Трюдо и его ангажированные союзники хотели бы услышать, но по мере того, как они превращают свою страну в Дикий Запад для ассистированного самоубийства, они теряют всякую претензию на то, что защищают общечеловеческие ценности.
Продвижение эвтаназии, которая, как сообщается, недавно была одобрена даже для диабетиков и бездомных в Канаде, ставит перед остальным обществом множество других дилемм.
Что, например, произойдет, если люди, испытывающие нехватку денег, не смогут позволить себе непомерно дорогие услуги дома престарелых для немощных родителей или родственников? Медицинская помощь при смерти может стать очень привлекательным вариантом. То же самое относится и к экономному персоналу больниц и домов престарелых – опять же, по сообщениям, они уже оказывают давление на очень больных пациентов и их семьи, чтобы облегчить их бремя на систему и выбрать “дешевый” вариант.
Канадское исследование 2017 года показало, что смерть с медицинской помощью может сократить расходы на здравоохранение в стране на целых 137 миллионов долларов в год.
Американская система здравоохранения также испытывает трудности в связи со старением населения и ростом стоимости лечения, поэтому некоторые считают, что финансовый императив неизбежно приведет к тому, что в ближайшие годы стремление к эвтаназии распространится дальше к югу от границы.
В то время как американцы наблюдают за ползучим принятием этой практики, им стоит обратить внимание за пределы своих границ, чтобы предотвратить предотвратимую, но неизлечимую болезнь общества.
Удешевление человеческой жизни.