Три студентки Гарварда подали в суд на учебное заведение за “игнорирование сексуальных домогательств” со стороны профессора антропологии: Они утверждают, что он предупреждал о “корректирующем изнасиловании”, насильно целовал и лапал студенток.
Предисловие переводчика. Давненько это было. Почти 33 года назад. В мой первый визит в США, в Миннесоту, я несколько раз бывал в университете Миннесоты в Дулуте. И удивился тому, что на дверях аудиторий были развешаны предупреждения о том, что во время консультаций с преподавателями двери кабинета должны оставаться открытыми. Во избежание т.н. “харассмента“. Это слово было и остаётся лакуной и переводится двумя словами – “сексуальное домогательство”. Хотя на самом деле понятие намного шире и существует моральный и психологический харассмент. На Западе под этим термином понимается «любое действие, направленное на притеснение или ущемление чести и достоинства».
Это была преамбула. А теперь – амбула.
Три женщины подали в суд на Гарвардский университет, утверждая, что престижное учебное заведение проигнорировало обвинения в сексуальных домогательствах, выдвинутые против известного профессора, который в одном из случаев насильно целовал и лапал одну из женщин и сказал ей, что она может подвергнуться “корректирующему изнасилованию” во время полевой работы в Африке, если возьмет с собой свою подругу.
Студенты подали иск в федеральный суд в Бостоне во вторник, через несколько дней после того, как Гарвард отправил Джона Комароффа, профессора антропологии и эксперта по Южной Африке, в административный отпуск после проведенного университетом расследования его поведения.
Истцы Маргарет Червенски, Лилия Килберн и Амуля Мандава утверждают, что Комарофф на протяжении многих лет “целовал и лапал студенток без их согласия, делал нежелательные сексуальные предложения и угрожал сорвать карьеру студенток, если они пожалуются”.
В иске говорится, что Комарофф сказал Килберн, что она может быть подвергнута “исправительному изнасилованию” или убийству в Африке, если люди убедятся, что она лесбиянка. При этом, как Килберн заявила в интервью New York Times, Комаров говорил это голосом, в котором чилась “одобрение такого действия и с удовольствием”.
В заявлении для DailyMail.com адвокаты Комарова решительно отвергли обвинения, заявив, что их клиент “категорически отрицает, что когда-либо подвергал харассмениу какую бы то ни было студентку”.
Студентки Амулия Мандава (слева), Лилия Килберн (в центре) и Маргарет Червенски (справа) подали в суд на Гарвард, утверждая, что учебное заведение проигнорировало обвинения в сексуальных домогательствах в адрес преподавателя.
Килберн утверждает, что профессор насильно поцеловал ее и наглядно рассказал о том, что она будет подвергнута “корректирующему изнасилованию” во время полевых работ в Африке, если возьмет с собой туда подругу.
Джон Комарофф, профессор антропологии и эксперт по Южной Африке, был отправлен в административный отпуск после университетского расследования его поведения, но отрицает претензии.
В иске говорится, что Килберн подверглась “непрекращающемуся кошмару, который включал в себя принудительные поцелуи, ощупывание, настойчивые приглашения пообщаться в одиночестве вне кампуса и принудительный контроль”.
“Что касается мисс Килберн, профессор Комарофф не целовал ее и не прикасался к ней неподобающим образом ни разу”, – говорится в заявлении адвокатов профессора.
В другом случае в 2017 году, когда она встретилась с Комароффом, чтобы обсудить свои планы по обучению в Камеруне, он неоднократно говорил, что она может подвергнуться насилию в Африке, потому что состоит в однополых отношениях, говорится в иске.
“Мисс Килберн сидела, застыв в шоке, а профессор Комарофф продолжал в течение примерно пяти минут”, – говорится в иске.
В заявлении своих адвокатов Комарофф сказал, что “это был необходимый разговор для ее безопасности” и что “он руководствовался только заботой о благополучии мисс Килберн и не имел никаких романтических или сексуальных намерений”.
Две другие истицы, Маргарет Червенски и Амуля Мандава, заявили, что когда они сообщили о поведении Комароффа администраторам университета, он стал им мстить им, угрожая сорвать их академическую карьеру.
Комарофф отрицает, что когда-либо угрожал Червиенски или Мандаве и говорит, что “последовательно прилагал все усилия, чтобы помочь этим студентам и продвинуть их карьеру”.
В иске говорится, что женщины впервые обратились к сотрудникам Гарварда по поводу Комароффа почти пять лет назад.
Кампус Гарварда
“Все три истицы неоднократно жаловались в администрацию Гарварда”, – говорится в иске. Но университет отмахнулся от них и предпочел защитить своего именитого профессора, а не уязвимых студентов”, – добавляется в иске.
В иске утверждается, что Гарвард “стоял в стороне и наблюдал за тем, как преподавать им мстит, гарантируя студентам, что у них будут “проблемы с трудоустройством”.
Комарофф, который начал работать в Гарварде в 2012 году, не был указан в качестве ответчика.
Его адвокаты – Норман Залкинд, Джанет Халли и Рут О’Меара-Костелло – в совместном заявлении сказали, что он “категорически отрицает, что когда-либо преследовал студентов или мстил им”.
Гарвард не дал никаких комментариев. В январе университет отправил Комароффа в отпуск на весенний семестр и запретил ему преподавать обязательные курсы после того, как выяснилось, что он допустил высказывание, нарушающее политику в отношении сексуальных домогательств и профессионального поведения.
Эти санкции разделили сообщество Гарварда, где почти 40 преподавателей подписали открытое письмо, в котором поставили под сомнение результаты расследования и назвали Комароффа “отличным коллегой”.

Студенты Гарварда уходят с лекции профессора, обвиненного в домогательствах и приставаниях
В заявлении для DailyMail.com адвокаты Комароффа решительно отвергли обвинения, заявив, что их клиент “категорически отрицает, что когда-либо домогался или преследовал какого-либо студента”.
Все три истца заявили, что их академические траектории и карьерные перспективы были “глубоко изменены”, и что Гарвард нарушил Раздел IX Поправок к закону об образовании 1972 года, который защищает студентов от дискриминации по половому признаку, и различные законы штата Массачусетс.
“Продолжающееся бездействие Гарварда в отношении неоднократных сообщений о домогательствах профессора Комароффа – до тех пор, пока к этому не подтолкнули СМИ – демонстрирует институциональную политику безразличия: систему, разработанную для защиты университета, его репутации и преподавателей, которые поддерживают эту репутацию, за счет студентов”, – говорится в иске.
Представитель Гарварда отказался комментировать иск, но предоставил копию письма декана факультета искусств и наук Клодин Гэй, в котором говорится, что Комарофф был отправлен в административный отпуск в прошлом месяце до конца весеннего семестра.
Иск требует суда присяжных, возмещения неуказанного ущерба и вынесения решения о том, что Гарвард нарушил права женщин.
Полное заявление адвокатов профессора Комарофф, отрицающих обвинения
Адвокаты Норман Залкинд, Джанет Халли и Рут О’Меара-Костелло сделали следующее совместное заявление от имени Комароффа по поводу обвинений, содержащихся в иске:
“Профессор Комарофф категорически отрицает, что когда-либо преследовал или преследовал какого-либо студента.
Что касается конкретных обвинений в иске, то профессор Комарофф никогда не был объектом какой-либо жалобы по титулу IX или другой жалобы в Чикагском университете. Там, как и в Гарварде, он был искренне преданным наставником для бесчисленных студентов.
Профессор Комарофф отрицает утверждение о том, что он приставал к неназванной студентке второго курса. Ни один из студентов никогда не требовал расследования претензий к нему. Единственными студентами, о чьих жалобах Гарвард уведомил его, являются истцы.
Что касается встречи г-жи Мандава и профессора Комароффа в 2017 году, г-жа Мандава и профессор Комарофф встретились по ее просьбе, чтобы поговорить о заявке на грант, которую она собиралась подать. Разговор перешел на тему сплетен, которая имела отношение к научной теме г-жи Мандавы, и профессор Комарофф в целом говорил об их опасности в профессиональной академической среде. При этом он повторял советы, которые давал бесчисленным студентам на протяжении многих лет, в том числе во время преподавания семинара по профессионализации в Чикагском университете. Он категорически отрицает, что угрожал г-же Мандаве или г-же Червенски во время этой встречи или в любое другое время. Тщательное расследование, проведенное Гарвардом в рамках титула IX, показало, что он не только не мстил ни одной из студенток, но даже не знал во время той встречи о слухах, которые эти две студентки распространяли о нем. Правда заключается в том, что профессор Комарофф последовательно прилагал все усилия, чтобы помочь этим студентам и продвинуть их карьеру, как до, так и после встречи 2017 года.
Что касается г-жи Килберн, профессор Комарофф не целовал ее и не прикасался к ней неподобающим образом ни разу. Гарвардское расследование по титулу IX, которое длилось более года и было чрезвычайно тщательным, пришло к выводу, что не подтверждаются утверждения о том, что он целовал г-жу Килберн или прикасался к ней. Утверждения о том, что он запретил ей работать с другим ее советником, просто ложны.
Профессор Комарофф действительно говорил с г-жой Килберн, которая хотела поехать на полевую работу в Камеруне, открыто путешествуя со своей партнершей, о рисках, которые могут сопутствовать этому плану, включая риск сексуального насилия. Это был необходимый разговор для ее безопасности, и многочисленные свидетели из числа преподавателей, участвовавшие в процессе Title IX, подтвердили, что его совет был уместным. Расследование Title IX показало, что он был мотивирован только заботой о благополучии г-жи Килберн и не имел никаких романтических или сексуальных намерений, но, тем не менее, совет был расценен как сексуальное домогательство. Профессор Комарофф решительно оспаривает это заключение, которое лишает преподавателей возможности использовать свои лучшие академические суждения при консультировании студентов по важным вопросам безопасности.
Профессор Комарофф не только ведущий ученый в своей области – он заботливый в отношении студентов человек, который на протяжении десятилетий посвящал свою энергию наставничеству и развитию поколений обучаемых. Нападки на его карьеру, основанные на сплетнях и фантазиях, а не на реальных доказательствах, позорны”.
Three female Harvard grad students sue over alleged sexual harassment | Daily Mail Online