Карнавальные шествия в Рио-де-Жанейро вернулись в эти выходные в вихре самбы – это первый полномасштабный фестиваль после Ковид-19 и выборов, вызвавших разногласия в Бразилии. Лучшие школы самбы Рио начали ежегодные соревнования по парадам на гигантском проспекте, превращенном в стадион, известный как “Самбадром”.
Он является домом для парада с 1980-х годов и символом бразильских карнавальных праздников.
В течение двух ночей 12 лучших школ самбы города сражаются за звание чемпионов парада с ослепительными платформами, громогласной музыкой и тысячами певцов, барабанщиков и танцоров в откровенных, инкрустированных драгоценностями и перьями костюмах.
Рио был готов веселиться вчера после ожесточенных президентских выборов в Бразилии в октябре прошлого года, на которых ветеран левых сил Луис Инасио Лула да Силва сместил действующего президента Жаира Болсонару, ультраконсерватора, обвиненного в авторитарных тенденциях.


На фото: Участница из школы самбы Mocidade выступает во время первого ночного карнавального парада на Самбадроме
“Празднование карнавала после пандемии – это ощущение свободы и счастья, настолько большое, что я даже не могу его описать”, – сказала 25-летняя Дебора Соарес, сиявшая в усыпанном блестками костюме на огромном зелено-золотом поплавке, готовясь танцевать в параде школы самбы Imperio Serrano.
“Он также проходит после исторических, переломных выборов, после всей той тьмы, через которую мы прошли. Карнавал дает надежду, что следующие годы будут лучше”, – сказала организатор мероприятий и модель, уроженка Сидаде-де-Деус, или “Города Бога”, фавелы в Рио, ставшей знаменитой благодаря одноименному фильму 2002 года.
Фестиваль был отменен в 2021 году из-за пандемии, которая разрушительно пронеслась по стране и унесла до 700 000 жизней. В прошлом году была проведена сокращенная версия карнавала, что означало запрет на массовые уличные вечеринки, известные как “блокос”.
“Счастье удвоилось. Этим карнавалом мы можем отпраздновать конец правления (Больсонаро) и оставить позади ужасы пандемии”, – сказала AFP 34-летняя Аманда Оливия, которая готовилась к параду вместе с известной школой самбы Mangueira.







Школы самбы, гордость бедных фавел Рио, тратят месяцы на репетиции и изготовление сверкающих костюмов и фантастических поплавков, которые являются визитной карточкой парадов. Целые общины объединяются вокруг соревнующихся школ, чьи шоу являются не только источником гордости, но и занятости, поскольку для подготовки требуются швеи, сварщики, художники по костюмам и другие.
В годы правления Болсонаро парады часто носили политический характер, в них звучала тонко завуалированная критика крайне правого правительства по таким вопросам, как расизм, религиозная нетерпимость, разрушение окружающей среды и катастрофическое управление Бразилией программой Covid-19.
По словам участников, в этом году парады носят менее политический характер, поскольку многие школы вернулись к своим корням, а их темы связаны с основоположниками жанра самбы и афро-бразильской культурой, на основе которой она возникла.





Сете Соледаде, 39-летний художник, сказал, что он был “измотан, но счастлив” после того, как спустился со своего плаката на финишной линии действующих чемпионов Grande Rio, чей буйный красочный парад отдал дань уважения великому поэту-песеннику Зека Пагодиньо.
“Мы пережили действительно трудный период, как с точки зрения пандемии, так и политики. Теперь мы полны надежд на новую Бразилию, на этот новый момент”, – сказал он, одетый в зеленый, красный и золотой костюм, похожий на упаковку конфет.- Мы много страдали во время пандемии из-за нашего отрицающего правительство. Много людей погибло. Это такой большой праздник жизни – быть здесь сейчас, обниматься и петь вместе”.
В период с 17 по 25 февраля карнавал в Рио привлечет около двух миллионов человек, которые смогут посмотреть и принять участие в празднествах и более чем 500 уличных вечеринках.




На фото: ученица школы самбы “Академикос ду Гранде Рио” демонстрирует свою радость во время выступления на карнавале
“Карнавал заразителен. Это часть нашей культуры, это в нашей ДНК – этот богемный дух танца самбы, наслаждения жизнью”, – сказал Лукас Пиньейро, 27-летний государственный служащий, который сидел возле своего дома в двух кварталах от “Самбадрома” и смотрел парады по телевизору, установленному на тротуаре – это семейная традиция уже более двух десятилетий.
Иараси Сантос, 64-летняя медсестра, участвует в парадах с семи лет.
По ее словам, вход на место проведения парада никогда не надоедает: яркие огни, грохот бас-барабанов и 70-тысячная толпа.
“Каждый раз, когда я вхожу на эту аллею, это как в первый раз. Мне всегда хочется плакать. У меня каждый раз мурашки по коже”, – сказала она.