Когда в Нигере вагнеры скинули законную власть и приостановили разработку и экспорт урана, российские пропагандонские СМИ аж взопрели от ликования, что теперь-то наконец, лягушатникам писец и виноградники в Бордо топить будет нечем. Мне особенно понравилась вот эта “анал и этическая” статейка:
На грани катастрофы: Франция теряет уран из Нигера – РИА Новости, 01.08.2023 (ria.ru)
А внутри статейки пахнуло молодостью. Когда я сам был совейским журналистом (да, мне стыдно, но жить то надо было, не французский же преподавать?), то цитировал, как все Л.И. Брежнева. Жизнь развивается по спирали и жополизные журнализды теперь цитируют Путина. Ниже цитата, если что. Только вот один нюанс. Мы тогда цитировали, потому что иначе было нельзя. А теперь можно и воздержаться, но верноподданническая рабская сущность не даёт. Надо лизнуть.
Конкретно государство Нигер и все происходящее там сейчас является хрестоматийным примером колониальной структуры, на которой выстроено все западное показушное благополучие. А еще это — ярчайшее подтверждение слов Владимира Путина, что старый планетарный порядок рушится и мир вступает в совершенно новую эпоху.

Ну чо, давайте разберемся, что там с отоплением замков Луары.
Далее – мои переводы, в основном ил Ле Монд.
Военный переворот в Нигере вызвал обеспокоенность по поводу добычи урана в этой стране французской группой Orano и последствий для энергетической независимости Франции. Через неделю после военного переворота в Нигере, возглавляемого генералом Абдурахаманом Тиани, в среду, 2 августа, Франция завершила эвакуацию 600 французских граждан. Неопределенная политическая обстановка начинает вызывать и экономические опасения.
Во Франции особую тревогу вызывает добыча урана в Нигере и возможные последствия её сокращения или полного прекращения. Добываемый в Нигере уран – природный ресурс, необходимый для работы французских атомных электростанций, – уже более четырех десятилетий эксплуатируется французской компанией Orano (бывшая Areva), специализирующейся на ядерном топливном цикле.
В Нигере действуют три рудника
Эта транснациональная корпорация, 90% акций которой принадлежит французскому государству, эксплуатирует в Нигере три рудника, из которых только один находится в стадии добычи:
- Рудник Aïr, операционная компания Somair которого на 63,4% принадлежит Orano, расположен вблизи города Арлит, в пустыне на севере Нигера. Несмотря на то, что рудник близок к истощению, его эксплуатация продлена до 2040 года.
- Шахта Акокан, расположенная в десяти километрах от Арлита, закрыта с конца марта 2021 года. Исчерпав запасы после четырех десятилетий добычи, компания Compagnie minière d’Akouta, 59% акций которой принадлежат Orano, в настоящее время работает над проектом рекультивации своих участков.
- Наконец, Orano принадлежит 63,52% акций рудника Имурарен, расположенного в 80 км к югу от Арлита и считающегося одним из крупнейших в мире месторождений урана. Однако после получения разрешения на эксплуатацию в 2009 году добыча на месторождении была приостановлена из-за отсутствия благоприятной рыночной конъюнктуры.
В настоящее время компания Orano заявила, что продолжит добычу, несмотря на путч в Нигере. “На сегодняшний день деятельность на производственных площадках в Арлите и в штаб-квартире в Ниамее продолжается с адаптированной организацией в условиях комендантского часа, действующего на территории Нигера”, – объявила группа на своем сайте в четверг, 3 августа.
Нигер – один из трех крупнейших поставщиков урана во Францию
Для работы пятидесяти шести ядерных реакторов на восемнадцати электростанциях Франции компании-оператору EDF ежегодно требуется в среднем около 8000 тонн природного урана. После прекращения добычи урана на территории Франции в начале 2000-х годов Франция обратилась за его поставками сразу к нескольким странам. Диверсификация поставщиков является источником безопасности для EDF.
В 2022 году у Франции было пять поставщиков урана
Импорт природного урана во Францию
- Казахстан (23 822 т)
- Нигер (17 615 т)
- Узбекистан (16 792 т)
- Австралия (12 349 тонн)
- Намибия (12 303 т)
- Канада (4 043 т)
- Бразилия (628 т)
- Кыргызстан (506 тонн)
- Чехия (120 тонн)
- Венгрия (22 тонны)
Источник: Технический комитет Евратома
Казахи вышли вперед по урану
За последние десять лет 88,2 тыс. т природного урана, импортированного во Францию, поступило в основном из трех стран: Казахстана (27%), Нигера (20%) и Узбекистана (19%). Нигер играет важную роль в поставках во Францию, но его значение некоторыми политиками преувеличивается.
Однако в глобальном масштабе “Нигер с годами превратился во второстепенного производителя, поскольку себестоимость производства высока, а цены падали вплоть до 2016 года после [ядерной аварии на] АЭС “Фукусима”, – пояснил французской газете Les Echos Тева Мейер, преподаватель Университета Верхнего Эльзаса и научный сотрудник Французского института международных и стратегических отношений. К 2022 г. на долю Нигера приходилось всего 4% мирового производства, что значительно уступало Казахстану (43%), Канаде (15%), Намибии (11%) и Австралии (8%).

Франция импортирует уран из 20 стран. В основном из Австралии, Нигера, Канады, Узбекистана и Казахстана. 44% запасов приходится на страны ОЭСР.
Однако Франция располагает запасами, эквивалентными 10-летнему потреблению.
Однако на случай перебоев с поставками Франция располагает запасами как урана, так и газа. “Франция также располагает запасами, рассчитанными примерно на десятилетнее потребление. Это либо природный уран, либо переработанный уран, т.е. уран, который вышел из реакторов, но может быть использован повторно”.
==================
После переворота в Нигере Orano ввела в действие кризисное подразделение для наблюдения за своими урановыми рудниками. Французская компания владеет тремя урановыми рудниками в этой стране, но в эксплуатации находится только один. По словам представителей атомного гиганта, несмотря на политический кризис, добыча ведется нормально.

“Обстановка напряженная” – говорит из Франции руководитель компании Orano, ранее известной как Areva, который до этого жил в Нигере, а сейчас ежедневно следит за событиями в этой западноафриканской стране. Он покинул Нигер незадолго до путча против президента Мохамеда Базума вечером 26 июля. “Сейчас сезон отпусков, и мало кто из экспатриантов и сотрудников Нигера находится на месте”, – сказал он, отметив, что ядерная группа активизировала кризисное подразделение в самом начале путча.
Транснациональная компания, которая присутствует в стране почти 50 лет и имеет три урановых рудника, из которых только один является действующим, утверждает, что ее деятельность на данном этапе не была нарушена политической ситуацией. Сотрудники компании в Ниамее работают на дому, а на руднике Арлит, расположенном посреди пустыни, ближе к Алжиру, чем к столице, “никаких изменений нет, ситуация нормальная”, по словам пресс-секретаря группы. “На данный момент полеты отменены, но мы поддерживаем связь с сотрудниками на месте через Интернет и спутниковый телефон”, – подтвердил менеджер, находящийся в отпуске, добавив, что численность персонала, охраняющего объекты, – “около 300 нигерских солдат” – нисколько не уменьшилась.
Источники:
How dependent is France on Niger’s uranium? (lemonde.fr)
Nucléaire : d’où vient l’uranium qui alimente les centrales françaises ? (europe1.fr)