В 1945 году в США отменили талоны на обувь.

Во время Второй мировой войны в разных частях света многие потребительские товары были нормированы из-за задержек в производстве, нехватки сырья и т.д. Одним из таких товаров была обувь.

По всей видимости, серьезный дефицит каучука в то время привел к тому, что резиновая обувь стала очень дефицитной, а требования военных к коже (для сапог, курток и т.д.) привели к тому, что ограничения были наложены и на кожаную обувь.

Граждане выстраиваются в очередь у местного отделения Совета по военным рационам на улице Гравье в Новом Орлеане, 1943 г..
7 февраля 1943 г. газета New York Times посвятила четыре колонки официальному заявлению правительства США об обуви. В заявлении говорилось, что с 9 февраля для покупки пары обуви американцам потребуется специальный талон. Каждый получит три таких талона в год. Во время Второй мировой войны рационирование было неотъемлемой частью жизни. В ходе военных действий производилось огромное количество мяса, молока, сахара, шин, бензина, нейлона и других основных продуктов питания. Чтобы гарантировать потребителям доступ к необходимым продуктам по разумным ценам, Управление по регулированию цен США (Office of Price Administration, OPA) распространяло талоны, которые устанавливали жесткие ограничения на потребление. Нет талона – нет сахара – нет и обуви.

Эти молодые девушки примеряют белые модели в магазине на улице Деланси, в нижнем Ист-Сайде, Нью-Йорк, 1943 год.

Несколько человек толпятся в обувном магазине в последний день выдачи талонов на обувь по военному пайку, июнь 1943 г.
Обувь была нормирована, поскольку кожа и каучук были в дефиците. (Особенно каучук, поскольку Япония контролировала Юго-Восточную Азию, где производилась большая часть мирового каучука).
Надеясь избежать серьезного дефицита, OPA установило лимит на закупки обуви и выпустило новые правила относительно видов обуви, которые могли производить производители.
Разрешалось использовать только четыре цвета – “черный, белый, коричневый и армейский руссет”, а двухцветная обувь была запрещена. Еще больше разочаровав модных модников, OPA запретило сапоги высотой голенища более 10 дюймов, каблуки выше 2,5-8 дюймов, а также “причудливые язычки, нефункциональную отделку, дополнительные швы, кожаные банты и т.д.”. Курортники тоже почувствовали удар: мужские сандалии и шипованная обувь для гольфа были признаны ненужными и сняты с производства.
Но были и исключения. Если вы потеряли обувь во время наводнения или пожара, или ее украли, то, к счастью, вы могли получить специальный сертификат на покупку новой пары. Исключение составляли разносчики почты, полицейские и другие люди, чья работа связана с тяжелыми физическими нагрузками. Были сделаны послабления для ортопедической обуви, обуви для беременных и некоторых других случаев. В остальном ограничение в три пары осталось неизменным, но OPA посчитало, что это лучше, чем альтернатива: заставить производителей “производить обувь, которая будет настолько непривлекательной, что люди не будут покупать ее без крайней необходимости”.

Пайковая книжка США времен Второй мировой войны.

Три модели демонстрируют обувь, изготовленную из материала, который не нормируется во время Второй мировой войны, Чикаго, штат Иллинойс, США, 1944 год.
Программа не осталась без критики. Вместо того чтобы тратить талоны, покупатели приобретали ненужную им обувь. Рационирование породило “величайшую оргию покупки обуви в истории страны”, – писала газета “Таймс”.
Со временем люди нашли творческие способы – не всегда легальные – обойти нормативы. За определенную плату недобросовестные владельцы магазинов могли не обратить внимания на отсутствие у покупателя талона, а предприимчивые посредники покупали и продавали талоны на черном рынке.
Магазины подержанной обуви получили хороший толчок к развитию, а изобретательные производители стали выпускать обувь из материалов, которые не были нормированы: в основном из пластмассы, а также “прессованного ковролина, войлока, старого материала тормозных накладок и даже восстановленного пожарного шланга”.

Резкий рост продаж обуви в первый день введения талонов 10 февраля 1943 г.

В магазине на Третьей авеню, 92, где продается фабричный брак и обувь “секонд-хенд”, не затронутая нормированием, бизнес вырос в два раза.
В общей сложности нормирование обуви продолжалось более трех лет. Когда оно завершилось в конце октября 1945 г., более чем через месяц после окончания войны, глава OPA Честер Боулз назвал его “одной из самых успешных наших программ”.

Leave a Reply