Крепнут нерушимые российско-китайские связи!

На заснеженной границе Китая с Россией дилерский центр, торгующий грузовиками, за последний год удвоил свои продажи благодаря российским клиентам. Экспорт Китая в соседнюю страну настолько велик, что этим летом китайские строители возвели на границе склады и 20-этажные офисные башни.

Приграничный город Хэйхэ – это микрокосм все более тесных экономических отношений Китая с Россией. Китай получает прибыль от российско-украинских событий. Они заставили Россию переключиться с Запада на Китай для закупок всего – от автомобилей до компьютерных чипов. Россия, в свою очередь, продает Китаю нефть и природный газ с большими скидками. Российские шоколадки, колбасы и другие потребительские товары стали в изобилии продаваться в китайских супермаркетах.

За первые 11 месяцев этого года объем торговли между Россией и Китаем превысил 200 миллиардов долларов, чего страны не ожидали достичь до 2024 года. СВО России на Украине также получила имиджевую поддержку со стороны Китая. Государственные СМИ распространяют постоянную российскую пропаганду в Китае и по всему миру. Россия настолько популярна в Китае, что представители социальных сетей приезжают в Харбин, столицу самой северной провинции Китая на востоке, Хэйлунцзян, чтобы попозировать в русской одежде перед бывшим русским собором.

Китайский покупатель ждет покупки в торговом центре, специализирующемся на российских товарах.Кредит… Жиль Сабрие для The New York Times.

Си Цзиньпин, высший руководитель Китая, и президент России Владимир В. Путин неоднократно публично демонстрировали тесные связи между странами. В начале сентября Си посетил Харбин и объявил Хэйлунцзян “воротами на север“. За первые 11 месяцев этого года экспорт Китая в Россию вырос на 69 процентов по сравнению с тем же периодом 2021 года, до вторжения на Украину.

“Поддержание и развитие китайско-российских отношений – это стратегический выбор, сделанный обеими сторонами на основе фундаментальных интересов двух народов”, – сказал г-н Си, встречаясь в Пекине с российским премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Китай восполнил важнейшую потребность России в импорте, которого многие европейские и американские компании избегают после того, как г-н Путин начал свою операцию в феврале 2022 года. Китай продолжал играть роль запасного поставщика товаров, несмотря на риск для своих тесных экономических связей со многими европейскими странами.

До вторжения на Украину лидеры Германии, Франции и других европейских стран в основном откладывали в сторону разногласия с Китаем по таким вопросам, как права человека, чтобы сделать акцент на торговле. Китайские чиновники, в свою очередь, настаивают на том, что их не нужно заставлять выбирать между Европой и Россией и что Китай может свободно вести бизнес и с теми, и с другими.

Больше всего от резкого роста торговли с Россией выиграли китайские производители автомобилей.

Ужин в русском ресторане в Хэйхэ. Кредит… Жиль Сабрие для The New York Times

Совсем недавно в Хэйхэ вереницы дизельных грузовиков с наклейками с изображением рычащих медведей – символа России – на водительских дверях ждали, когда их пропустят по мосту через реку Амур в Россию. Мост новый, как и грузовики, на которых красуются значки Genlyon – бренда, принадлежащего государственной Шанхайской корпорации автомобильной промышленности. Эта компания, известная как SAIC, также выпускает легковые автомобили, такие как MG, приобретенные у Великобритании.

Благодаря продажам Китай в этом году обогнал Японию как крупнейший в мире экспортер автомобилей. Немецкие производители, такие как Mercedes-Benz и BMW, раньше активно продавали свои автомобили в России, но они ушли с рынка в ответ на санкции, введенные против страны Европой, США и их союзниками.

Продажи роскошных автомобилей в России упали, что способствовало сокращению общего объема автомобильного рынка страны, который сейчас составляет менее половины объема рынка Германии. Однако российские семьи, принадлежащие к низшему среднему классу и бедные, чьи члены составляют основную часть солдат, участвующих в войне, активизировали покупку доступных китайских автомобилей, по словам Александра Габуева, директора Российско-Евразийского центра Карнеги. Одной из причин, по словам г-на Габуева, являются выплаты по случаю смерти и потери трудоспособности, которые российское правительство и страховщики делают семьям российских солдат – до 90 000 долларов в случае смерти. Россияне покупают почти исключительно автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В Китае их в избытке, потому что его потребители быстро перешли на электромобили.

Грузовики китайского производства выстраиваются в Хэйхэ для доставки в Россию. Жиль Сабрие для The New York Times

Экскаватор китайской сборки, который собираются везти в Россию, стоит перед офисами в Хэйхэ, построенными для администраторов приграничной торговли. Жиль Сабрие для The New York Times

А сухопутная граница означает, что Китай может перевозить автомобили в Россию по железной дороге, что является важным фактором, поскольку у Китая нет собственного флота трансокеанских судов для экспорта автомобилей.

Результат? Китайские автопроизводители захватили 55 процентов российского рынка, по данным GlobalData Automotive. В 2021 году их доля составляла 8 процентов.

“Никогда прежде мы не видели, чтобы автопроизводители из одной страны так быстро захватывали такую большую долю рынка – китайцы оказались в выигрыше”, – говорит Майкл Данн, консультант по азиатским автомобилям из Сан-Диего.

Соединенные Штаты решительно предостерегли Китай от отправки вооружений в Россию, и пока не нашли доказательств того, что он это делает. Однако некоторые виды гражданского оборудования, которое Китай продает России, например, беспилотники и грузовики, имеют и военное назначение.

Принятие Пекином России также стало скромным, но своевременным подспорьем для китайской строительной отрасли. Экономика страны с трудом оправляется от шрамов, оставленных почти тремя годами жестких мер “нулевого Ковида”.

Рынок недвижимости по всему Китаю переживает кризис. Десятки миллионов квартир пустуют или не достроены, а новые проекты застопорились, лишив строительный сектор работы, которая долгое время обеспечивала рабочие места.

“Многие здания уже построены, но в них никто не живет”, – говорит Чжан Янь, продавец деревянных дверей в Хэйхэ.

Китайские туристы фотографируются у реки Амур на фоне России. Жиль Сабрие для The New York Times

Обед в ресторане с русской тематикой в Харбине. Жиль Сабрие для The New York Times

Но некоторые рабочие находят работу на 2600-мильной российской границе, где до этого года не хватало стоянок для грузовиков, центров таможенной обработки, железнодорожных станций, трубопроводов и других объектов инфраструктуры. Летом в таких городах, как Хэйхэ, строительство шло полным ходом, но на холодную зиму оно приостановилось.

Трубопроводы необходимы для одного из самых важных товаров, которыми торгуют две страны: энергоносителей.

Дешевая российская энергия в обход санкций, введенных Западом, помогла китайским заводам конкурировать на мировых рынках, несмотря на то что их конкуренты в других странах, в частности в Германии, столкнулись с резким повышением стоимости энергии в течение большей части последних двух лет.

Россия наращивает поставки природного газа по трубопроводу “Сила Сибири” в Китай и ведет переговоры о строительстве второго трубопровода, по которому будет поставляться газ с месторождений, обслуживавших Европу до войны на Украине. Китай и Россия также договорились менее чем за три недели до войны на Украине о строительстве третьего, меньшего по размеру газопровода, по которому газ будет поставляться из восточной части России в северо-восточный Китай, и строительство этого проекта уже идет полным ходом.

Новейший газопровод пройдет по территории, которую Россия захватила у Китая в конце 1850-х годов и так и не вернула. Еще в 1960-х годах Китай и Советский Союз ссорились из-за расположения границы, и их войска вступали в стычки. В деревне недалеко от Хэйхэ на реке Амур до сих пор стоит статуя китайского генерала в натуральную величину.

Сегодня Россия и Китай строят мосты и трубопроводы, которые пересекают ее.

Трубы в цветах российского флага. Дешевая российская энергия помогает китайским заводам конкурировать. Жиль Сабрие для The New York Times

Ли Ю и Оливия Ван внесли свой вклад в исследование. Кит Брэдшер – шеф бюро The Times в Пекине. Ранее он работал шефом бюро в Шанхае, Гонконге и Детройте, а также корреспондентом в Вашингтоне. Он жил в Китае и вел репортажи из материкового Китая во время пандемии.

Источник

How China Is Profiting From Trade With Russia – The New York Times (nytimes.com)

Leave a Reply