Легендарный герой боевых искусств 90-х годов, который едва не потерял все из-за кокаина.

В одной из ранних серий сериала “Друзья” есть эпизод, когда Моника (Кортни Кокс) замечает на нью-йоркской улице знаменитое лицо. “Боже мой, Боже мой. Это Жан-Клод Ван Дамм”, – визжит она Рейчел (Дженнифер Энистон). Он такой секси! Рэйчел скептически оглядывает мускулистого бельгийского актера: “Ты думаешь?”. На что Моника недоверчиво отвечает: “Брюссельские мускулы? (По-английский звучит в рифму – Масслз фром брасслз – прим. перев.) Уам Бам Ван Дамм? (Вторая аллюзия – Wham Bam (Thank you Ma’am) – сунул, вынул и пошёл. Фраза стала знаменитой отчасти из-за песни Д. Боуи “Город суфражисток” – прим. перев.). Вскоре соседки по квартире начинают соперничать за расположение Ван Дамма. Спустя почти 30 лет после появления в легендарном ситкоме, в свои 63 года он все еще Брюссельский Мускул! Или, как он выразился, Фред Астер от каратэ – кивок в сторону его мастерства в боевых искусствах, которые сделали ему имя. Восьмидесятые и девяностые годы были эпохой супербоев – от Арнольда Шварценеггера до Сильвестра Сталлоне, но мало кто мог сравниться с Ван Даммом, чьи звездные приемы включали в себя сплиты и потрясающие удары ногами с поворотом в прыжке на 360 градусов. С его рельефными мышцами, пышной прической и убойными движениями мужчины хотели быть им, а женщины – быть с ним.

The Eighties and Nineties were the era of super-buff screen heroes, from Arnold Schwarzenegger to Sylvester Stallone, but few were a match for Van Damme ¿ whose star turns included the splits and awesome 360-degree kicks
'I am ushered into his presence', Iram Ramzan says as she sits down with Jean-Claude Van Damme

Fitness, martial arts and alcohol are not exactly ideal bedfellows but Van Damme has form

“Он был так хорош собой в те времена”, – восторгается моя хозяйка, когда я говорю ей, что собираюсь взять у него интервью. Моя мама просит сделать индивидуальное видео. “Сделай так, чтобы он произнес мое имя! Так и было задумано, мама! И после изучения творчества JCVD я не могу сказать, что удивлен ее обожанием. Взять хотя бы “Кровавый спорт – Bloodsport” (1988) с его сценой, в которой он делает сплит и наносит нокаутирующий удар китайскому гиганту. Или “Кикбоксер” (1989), где он танцует в пьяном виде с двумя тайскими женщинами, а затем делает сплит (а что же еще!), уходя от злодеев? А как насчет Double Team “Команды двойников” (1997), где он уворачивается от пуль и тигра в римском амфитеатре?

А как насчет трюка, который он выполнил – всего за один дубль – известного как “Эпический сплит” для рекламы Volvo Trucks. Ван Дамм сел на шпагат, балансируя на зеркалах двух движущихся назад грузовиков. Благодаря этому они продали в Китае на 30 процентов больше грузовиков!” – с гордостью говорит он мне.

Когда я похвалил его внешний вид во время нашей встречи в Белфасте, он сказал, что регулярные физические упражнения и правильное питание – это главное, но при этом отметил, что сейчас он находится не в лучшей форме. Он не высыпается после интервью в разных часовых поясах в рамках вихревого рекламного тура нового ирландского виски – Old Oak. Его название происходит от графства Дерри, известного также как “графство дубовых листьев”.

Ирландцы очень счастливы, они приземленные люди”, – говорит он. Они быстро говорят. Я тоже говорю быстро, поэтому надеюсь, что они меня поймут”.

Фитнес, боевые искусства и алкоголь – не совсем идеальная пара, но у Ван Дамма есть форма. Обладатель знаменитой гривы и джинсов “дабл деним“, он был лицом американского пива Coors Light. Я спрашиваю его, выпивал ли он когда-нибудь рюмку виски перед тренировкой. “Иногда выпиваю. Мои друзья-бодибилдеры пьют шнапс, водку или виски, потому что алкоголь расширяет артерии”.

Он говорит, что пьет очень мало, но любовь к спиртному привил ему дед, когда он рос в Бельгии. “Помню, мне было девять или десять лет, и я сидел у него на коленях. Он любил курить сигары. Мне нравился запах, и он окунал сигару в золотистую жидкость – виски”. Он подчеркивает, что до 50% прибыли от нового бренда будет направляться на решение экологических проблем, а сам он является приверженцем защиты животных.

Fitness, martial arts and alcohol are not exactly ideal bedfellows but Van Damme has form

He¿s keen to emphasise that up to 50 per cent of the profits from the new brand will go towards environmental issues ¿ and he¿s passionate about animal rights

Worth an estimated £25-30 million, Van Damme¿s life today is a long way from humbler beginnings

Сегодняшняя жизнь Ван Дамма, состояние которого оценивается в 25-30 млн. фунтов стерлингов, далека от скромного начала. Урожденный Жан-Клод Камиль Франсуа Ван Варенберг, сын бельгийского цветовода, Ван Дамм вырос в Брюсселе вместе с сестрой Вероникой. По его словам, он бросил школу в 13 лет и много времени проводил, погрузившись в комиксы, особенно в “Приключения Тинтина”. Тинтин мне очень помог”, – смеется он.

Именно отец посоветовал ему заняться каратэ, чтобы “стать жестче”, и в 1978 г. он получил черный пояс по каратэ Шотокан. Позже он изучал кикбоксинг в Париже и – неожиданное признание – несколько лет занимался балетом, чтобы усовершенствовать свои способности к боевым искусствам.

Но Ван Дамм хотел стать актером. В 1981 году, в возрасте 21 года, он продал свой “Калифорнийский спортзал” в бельгийской столице, который, по его словам, приносил ему 15 тыс. долл. в месяц, и переехал в Лос-Анджелес. Когда я сказал отцу, что хочу в Голливуд, он ответил: “Ты что, с ума сошел? Я ради тебя закрыл свой цветочный магазин, идиот!””.

Ван Дамм почти не говорил по-английски, никого не знал, в кармане у него было всего $3 000. В течение четырех лет он работал вышибалой и водителем лимузина, часто вынужден был спать в своей машине и браться за всё, чтобы заработать на еду. “Я рад, что достиг дна, – говорит он. Там можно было встретить людей с разными жизненными установками”.

Все изменилось, когда он получил шанс сняться в малобюджетном фильме “Кровавый спорт”. Фильм был признан настолько плохим, что мог бы никогда не выйти в прокат, если бы Ван Дамм не настоял на помощи в монтаже, а затем не умолил бы продюсеров выпустить его.

Снятый в Гонконге при бюджете в 1,5 млн. долл. он принес 50 млн. долл. только в американском прокате. Затем последовали такие блокбастеры, как “Универсальный солдат” (1992 г.) и “Трудная мишень” (1993 г.), а затем он снялся вместе с Кайли Миноуг в экранизации видеоигры “Уличный боец”. (У него и Кайли были отношения, когда он был женат на своей четвертой жене Дарси Лапьер, от которой у него есть сын).

Несмотря на коммерческий успех, его личная жизнь была не столь успешной. Он был женат пять раз на четырех женщинах – его нынешней женой, с которой он развелся в 1992 году и на которой женился снова семь лет спустя, является бывшая культуристка Глэдис Португес (фото), от которой у него есть сын и дочь. В конце 1990-х годов у него было диагностировано биполярное расстройство.

“Я впадал в депрессию по утрам”, – признается он. Потребовались годы, чтобы понять, почему я такой грустный, а люди вокруг меня счастливы”.

Сейчас он называет себя исправившимся тусовщиком, проводящим время за просмотром обучающих видеороликов на YouTube.

Гонконг является его домом вот уже 20 лет. Он живет на 75-м этаже многоквартирного дома и, находясь в лифте, делает глубокое приседание и растяжку за ту минуту, которая требуется, чтобы добраться до своей квартиры. Он демонстрирует мне, и – да, он очень гибкий!

Какими же еще советами по фитнесу он хотел бы поделиться? Тренируйте ноги и зад”, – советует он мне. И регулярно растягивайтесь”.

Когда я рассказал ему, что дважды в неделю занимаюсь силовыми тренировками, он сказал, что хотел бы ходить со мной в спортзал. “Я бы показал тебе, что делать”. Я тут и сел . . . Я уверен, что мой личный тренер понял бы, если бы я его сменил на Жан-Клода Ван Дамма.

Наконец, я спрашиваю его о соперничестве с героем боевиков Стивеном Сигалом. Они не виделись с тех пор, как Сигал, обладатель 7-го дана по айкидо, во время интервью 1991 года поставил под сомнение боевой послужной список Ван Дамма. Ситуация накалилась на вечеринке, организованной Сильвестром Сталлоне, где Ван Дамм вызвал Сигала на поединок. Сигал отказался.

“У меня нет никаких проблем со Стивеном, – утверждает он сейчас. Когда ты молод, ты хочешь быть мачо. Если бы я увидел его сегодня, у меня не было бы никаких проблем”.

Что же ждет Жан-Клода Ван Дамма дальше? Он пишет сценарий для фильма под названием Battleground в жанре “Кровавый спорт встречается с темной паутиной…”. И более того – поберегите место на первой полосе: “Это будет мой последний фильм о боевых искусствах”. Пусть это не сбудется! Будет очень жаль, если Жан-Клод покинет наши экраны, не утратив при этом способности делать приседания и удары ногами, которые сделали ему имя.

Автор – Ирам Рамзан.

Leave a Reply