Винтажные общественные сортиры Парижа, 1865-1875 гг.
Кстати, и сортир, и туалет – тоже французские слова.
Писсуар на рынке Marché aux Fleurs de la Cité, 1875.
Париж XIX века был так же печально известен своими отвратительными запахами, как и революционными бунтами. Улицы были переполнены мусором и конским навозом, и многие просто облегчались там, где стояли. Чтобы исправить ситуацию, городской префект Рамбуто приказал построить общественные писсуары – фаллической формы конструкции со встроенным водопроводом, которые позволяли мужскому населению Парижа мочиться с относительным достоинством.
Имея простую цилиндрическую форму, построенные из каменной кладки, открытые со стороны улицы и богато украшенные с другой стороны, а также на крышке, они были известны как “колонны Рамбуто” (colonnes Rambuteau). Чтобы его имя не ассоциировалось с писсуарами, Рамбуто предложил название “веспасьенны”, ссылаясь на римского императора I века Тита Флавия Веспасиана, который ввел налог на мочу, собранную в общественных туалетах для использования в кожевенном производстве. Именно под таким названием уличные писсуары были известны во франкоязычном мире, а не “pissoir”, французское по звучанию слово, используемое в других странах. Как видно на некоторых фотографиях, это решение не обеспечивало большой приватности, но поскольку торс мужчины оставался прикрытым, это избавляло парижан от случайного взгляда на его интимные части. Кроме того, это помогало очистить улицы от грязи и вони, вызванной застоявшейся мочой, как только писсуары стали популярны.
Позже чугунные писсуары были введены в моду в рамках реконструкции города бароном Османом. В последующие десятилетия было создано множество разнообразных конструкций, вмещавших от двух до восьми кабинок, обычно экранировавших от посторонних глаз только центральную часть пользователя, при этом голова и ноги оставались видимыми. Экраны также добавлялись к колоннам Рамбуто. К сожалению, населению слабого пола не повезло: хотя идея строительства туалетов для женщин какое-то время рассматривалась, было решено, что они будут занимать слишком много места на общественных улицах. На пике своего распространения в 1930-х годах в Париже насчитывалось 1 230 писсуаров, но к 1966 году их число сократилось до 329. Во время Второй мировой войны члены французского Сопротивления использовали писсуары как места, где можно было встретиться для приватной беседы или оставить кому-то сообщение так, чтобы об этом не узнали нацисты. С 1980 года их систематически заменяли новой технологией – унисексом, закрытым, автоматически самоочищающимся устройством под названием Sanisette. К 2006 году остался только один исторический писсуар, на бульваре Араго. Фотографии, собранные в этой статье, были сделаны одним из самых известных и талантливых фотографов XIX века Шарлем Марвилем. Он был выбран городом Парижем для документирования меняющегося города, особенно достопримечательностей, построенных бароном Жоржем-Эженом Османом.
Halles Centrales, 1875.
Pissoir at QuaideI’ Hôtel de Ville, 1875.
Plateau de l’ambigu Boulevard du Temple 1875.
1875.
Большинство писсуаров, которые сфотографировал Марвиль, очень красивы, несмотря на свое скромное утилитарное назначение.
Boulevard Sébastopol, 1875.
Писсуар более обширного типа.
Champs Élysées, 1875.
Chaussée de la Muette, 1875.
Chaussée de la Muette, 1875.
Square des Batignolles, 1865.
Jardin de la Bourse, 1875.
Place de la Madeleine, 1865.
Настоящий храм – Champs-Élysées, 1874.